Когда и как начинает формироваться личность ребенка

30 октября 2012 г. 10:00

В твоей семье появилась не только новая жизнь, а новый человек, будущая личность, уникальная, не схожая на других. Возможно, в будущем великий общественный деятель или талантливый музыкант, или просто прекрасный человек с большой буквы. Так когда же закладываются личностные черты?
Социальное существо  Формирование личности ребенка Черовек существо социальное С самого рождения человек - это существо социальное. Формирование личности происходит именно благодаря социуму, обществу и социального взаимодействия. Отправляясь на прогулку, малыш шаг за шагом познает общественные нормы и правила жизни людей. Не забывай, что именно ты - пример номер один для своего малыша, первое наглядное пособие и шпаргалка по обучению социальной интеракции. Свои личные достоинства и собственные способности ребенок начинает осознавать примерно с полтора года. Двухлетние дети умеют уже осознают, как они могут воздействовать на окружающих. Двухлетки начинают употреблять слова «ты», «мне», тем самым выделяя себя среди других людей.

Формирование эмоциональной сферы

С формированием самосознания с течением времени ребенок начинает понимать эмоциональное состояние другого человека. Соответственно, ребенок будет стремиться утешить плачущего человека, обнимать, целовать, делать что-то приятное, в его понимании. А полное формирование этого навыка завершается к двухлетнему возрасту. Внимание ребенка Каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен

Отличительная черта психики раннего детства - единство действенного и эмоционального отношения к непосредственно воспринимаемой среде и миру. Поведение ребенка носит ситуативный характер - притягательным становится каждый предмет, что попадает на глаза ребенку. Случайные наглядные ситуации зачастую «руководят» поведением и восприятием ребенка.

 Появляются собственные личные желания, они часто начинают иметь форму аффекта - то есть овладевают ребенком. Одновременно с этим происходит обнаружение взрослого человека как важнейшую действующую персону ситуации. К 3 - м годам ребенок выделяет свое действие как важный момент ситуации, обобщает поступки и действия, сравнивает их с действиями взрослого.

Кризис трех лет

Кризис трех лет у малыша Кризис трех лет

Авторитетный психолог Л.С. Выготский описал «семизвездие признаков и симптомов», которые характерны ребенку трех лет:

  • бунт - протест — ребенок конфликтует с окружающими и находиться в конфронтациях с миром.
  • деспотизм — ребенок пытается заставить делать родителей то, что он хочет. По отношению к братьям и сестрам это качество проявляется как ревность.
  • упрямство — малыш упорно настаивает на своем.
  • негативизм — стремление делать что - либо вопреки желаниям взрослого, иногда даже когда это идет вопреки собственным потребностям, негативная реакция на предложение взрослого.
  • своеволие - стремление проявлять самостоятельность во всем;
  • строптивость - сопротивление образу жизни, который присутствовал до трехлетнего возраста;
  • симптом обесценивания — ребенок может ругаться, передразнивать и ладе обзывать родителей.

Самосознание

Ребенок и куклы Ребенок «качает» уже не только свою самую любимую куклу Таню

Развитие психики, личностных качеств непосредственно связано с формированием сознания самого себя — самоосознания и отношения своего, и к себе, как к духовному, физическому, общественному существу. Знаменательный этап в развитии сознания самого себя созревает на 3-м году жизни, когда ребенок начинает различать предмет от действия, за которым оно первостепенно было жестко закреплено. Это происходит постепенно , в результате исполнения ребенком предметного действия. Ребенок «кормит», «качает», «моет» не только свою куклу Таню, такую же деятельность он может проделывать и с другими предметами - с другими куклами, мягкими игрушками и т.п. Он начинает использовать для этого не определенные предметы, как например, только алюминиевую ложку, а и альтернативные варианты, то, что попадет под руку.

Итак, формирование личности ребенка начинается довольно рано и длится до 3 лет. Этот этап важен для формирования дальнейшего процесса становления личности. И родители должны помочь ребенку преодолевать первые трудности.

Автор: Екатерина Руновская