Развитие ребенка: чему и когда учить?

11 июня 2013 г. 15:42

Малыш растет, и так хочется научить его поскорее  всему самому важному! Но зачастую мам и пап одолевают сомнения: а не мал ли он еще? Или, возможно, наоборот, следует поторопиться? Специалисты заявляют: всему свое время!

Малыш лучше всего усваивает те навыки и действия, которые он повторяет за взрослыми. Проще всего запоминает то, что ему преподносят ненавязчиво - в игровой форме. Но здесь также играет роль врожденное упорство! Один малыш может часами учиться завязывать шнурки, а другой плачет, только столкнувшись с трудностями. И тут уже задача родителей: быть терпеливыми и спокойными. Ведь любое умение достигается после множества попыток!

Приучать к горшку

Производители подгузников заявляют, что учи – не учи, а раньше отведенного срока – 1,5-2 лет – малыш не будет проситься на горшок. Но это верно только отчасти. Опыт  показывает, что если ребенка практически с самого рождения начать регулярно (после еды и сна) держать над миской, а чуть позже усаживать на горшок, то у малыша выработается условный рефлекс.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как приучить ребенка к горшку

И пусть в это время он сам еще не сможет проситься, но штанишки будет пачкать значительно реже своих одногодок. А позднее приучение к горшку закончится тем, что ребенок и в три-четыре года будет отказываться пользоваться им и ходить «по-большому» только стоя – привычка. Поэтому высаживай крошку на горшок как можно раньше.

Учить пользоваться опасными предметами (ножами, спичками)

Опасные предметы есть везде, а прятать их до совершеннолетия ребенка ведь не будешь! Самый верный подход – учить обходиться с ними под бдительным присмотром родителей, а хранить их только в недоступных местах. Так, резать фрукты неострым ножом, если мама или папа рядом, малыш может уже и в три года. Разжигать костер или поджигать конфорку на плите -  не ранее 7 лет, и опять же, вместе со взрослыми. Ножи и спички – действительно опасные предметы, и деткам это нужно объяснять.

Учить читать

«Легче научить читать годовалого ребенка, чем 6-летнего», – заявляет Глен Доман, известный американский врач и автор бестселлеров по раннему развитию детей. Его идея обучения состоит в том, что крохе надо показывать не буквы или слоги, а сразу целые слова. Увидев несколько раз слово, малыш запомнит его навсегда, а увидев множество слов, сам придумает, как читать, и займется чтением незнакомых текстов.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Обучение чтению по методике Глена Домана

Да, совершенно реально научить читать малыша даже в 2 годика. Но надо ли это? Как показывает практика,  станет ли ребенок книголюбом – это не зависит от того, насколько рано он научился читать. А представители вальдорфской школы вообще считают, что интеллектуальные занятия в очень раннем возрасте плохо сказываются на физическом развитии деток. До 7 лет малыши должны чувственно познавать мир и играть, а не сидеть за книжками – такова их точка зрения.

Когда начинать ребенка обучать чтению?

Здесь непросто отыскать компромисс. Но мы полагаем, что обучать малышей чтению в игровой форме можно с 3-4 лет. Вот несколько советов по этому поводу:

  • Начинай занятия, когда устная речь малыша уже хорошо развита
  • Когда учишь с крохой буквы, можно лепить их из пластилина или теста, купить печенье в виде буковок, выкладывать их из счетных палочек
  • Лучше всего детки обучаются, играя. Напиши на карточках названия животных (лев, кит, собака) и попроси малыша, чтобы он поставил их возле соответствующих игрушек
  • Поощряй своего ребенка читать надписи на этикетках, вывесках, рекламе на щитах
  • Никогда не принуждай малыша к чтению! Если ему не нравятся занятия, отложи их до более старшего возраста.

Автор: Ирина Любимова