Что делать, если ребенок избегает школьных сверстников?

25 октября 2019 г. 10:00

Все мы разные, а наши дети – и подавно. Но все мы живем в социуме, и при возникновении каких-либо сложностей в коммуникации стремимся их исправить. А у наших детей – и подавно.

Ребенок: общение со свертсниками

Чем обычно занимаются дети, когда находятся вместе? Играют друг с другом, общаются, получают новую информацию. Но встречаются такие ребятишки, которые предпочитают одиночество вместо активной коммуникации со сверстниками. И если в детском саду родители менее обеспокоены таким поведением в силу возраста ребенка, то когда он становится школьником и продолжает уединяться – мама и папа начинают «бить тревогу». Но нужно ли бить эту тревогу, и что делать, если ребенок старается избегать общения со сверстниками мы сейчас обсудим. 

Какие могут быть причины нежелания ребенка общаться?

  1. Застенчивость. Выражается она в появлении беспокойства, страха, неловкости в ситуациях, связанных с общением с другими людьми или нахождением рядом с ними. Застенчивый ребенок очень не уверен в себе, боится любого внимания, проявленного в его сторону. Он боится сделать что-то не так и тем самым вызвать насмешку в свой адрес со стороны школьных сверстников. Конечно, эта черта проявляется не только в школьных стенах, но и в обычной жизни тоже.
  2. Темперамент или тип личности. Всем известны такие типы личности как интроверт и экстраверт. Если экстраверт любит социум, живое общение, то интроверт, наоборот, избегает его. Интроверты погружены в свой внутренний мир, им сложнее наладить социальное общение. Интроверту чаще комфортно в одиночестве или с очень ограниченным кругом лиц. В детском коллективе со временем такой малыш может оказаться в вакууме, поскольку, когда к нему обращались, он отмалчивался, вот и перестали обращаться.
    Еще ребенок может быть флегматиком по темпераменту, которому присуще грусть, боязнь, подавленность и слабость, или меланхоликом, который склонен глубоко переживать даже самые незначительные неудачи и вяло реагировать на окружающее. Конечно, ярко выраженные флегматики или меланхолики встречаются не так часто, но те или иные черты характера могут более выделяться не фоне других.
  3. «Общение» в виртуальном пространстве встречается повсеместно. С приходом смартфонов в нашу жизнь и с неумением дозировать их использование подросшие дети часто практически «зависают» в виртуальном мире. Они заводят там друзей, вступают в сообщества по интересам, играют в онлайн-игры и, таким образом, забывают про реальную жизнь вокруг.
  4. Немаловажна роль семьи и отношения внутри нее. То, как взаимодействуют члены семьи друг с другом, может отражаться на жизнь ребенка вне дома. Когда в семье отсутствуют уважительные отношения, мнения детей не имеют значения или даже применяется наказания и насилие, то такая модель поведения принимается ребенком как норма. Это значит, что за пределами дома, с большей вероятностью, отношения со сверстниками выстроятся не лучшим образом.
    Другая крайность – когда ребенку потакают во всем. И как результат получаем, что ребенок грубит, перебивает, не умеет слушать. Такое поведение вряд ли обрадует его сверстников, и они сами отстранятся от него.
    Еще значимым внутрисемейным фактором является жизненная позиция родителей и родственников. Представьте себе, если ребенок вырос в атмосфере негатива, где мама частенько попрекает других детей или соседей по дому, а дедушка проводит воспитательные беседы с позиции, что нас окружают злые и плохие люди, и верить никому нельзя. Учитывая, что дети доверяют своим значимым взрослым, то с большей вероятностью общение ребенка из такой семьи и его сверстников будет затруднено.
  5. Булинг. Это намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора, террор любого вида: психологический, физический, открытый или незаметный. Если ребенок находится в роли жертвы, ясное дело, он будет искать спасения в уединении. С этой точки зрения нежелание общаться со сверстниками – самое первое, на что нужно обратить внимание родителям. 

У каких детей возникают проблемы в общении
Чтобы исправить ситуацию, прежде всего, нужно выявить причину, почему ребенок не хочет общаться

Зная возможные причины, по которым ребенок может избегать общения со школьными сверстникам,и можно переходить к способам изменения ситуации. 

Но прежде, хочется донести такую мысль. Ребенок-школьник – это уже человек лет 6 – 7, как минимум, который имеет свой характер, умеет формулировать собственные мысли и желания. В школе существуют свои правила и ценности. В школе есть класс, он же коллектив, в котором ребенок будет находится определенное количество часов. И в этом классе есть некоторое количество других детей, у которых тоже есть свой характер, желания и мысли.

Семилетний школьник сталкивается сразу с тремя системами, в каждой из которых он принимает участие: семья, школа и класс. И проблемы избегания сверстников обычно появляются в случае, если ребенок не может вписаться в эти три системы. 

Как помочь ребенку?

Стратегия и тактика налаживания коммуникации между ребенком и его окружением зависит от выявленной причины проблем в этой самой коммуникации (см. п. выше). Поэтому действовать нужно согласно одному из предложенным планов.

  • Если проблема кроется в личных качествах ребенка (ребенок застенчивый, интроверт или меланхолик), то родители могут помочь найти то хобби, увлечение, которое его заинтересует. Занимаясь тем, что сильно увлекает, дети расслабляются и отвлекаются, находят единомышленников (в той же секции, например), становятся уверенней в себе, тем самым помогая себе в общении.
  • Если ребенок постоянно «зависает» в телефоне или планшете, стоит поговорить и обозначить период пользования гаджетом и время, когда им пользоваться не стоит (например, во время приемов пищи). Если одних увещеваний недостаточно, прибегни к функции родительского контроля, которой оснащена практически вся современная техника.
  • Для устранения причин, кроющихся в семье, необходимо родительское участие: изменение стиля воспитания и общения дома, причем, не только с ребенком, но и с другими членами семьи. Возможно потребуется обратиться к психологам, которые помогут разобраться в этом вопросе более подробно. Если же взаимоотношения в семье накладываются на психологически нестабильное состояние ребенка (когда он агрессивен, конфликтен), то обязательно следует посещение врача-невролога или психоневролога.
  • Когда ребенок избегает общения со школьными сверстниками из-за булинга, в котором он является жертвой, нужна комплексная работа всех вместе: и жертвы, и агрессора, и их родителей, и даже учителя с директором вместе с психологом.

Трудности в коммуникации у детей
Взаимоуважение и любовь дома - залог приветливого отношения к миру у ребенка

Чем можно помочь ребенку, ставшему жертвой булинга 

Чаще жертвами булинга становятся:

  • Дети, отличающиеся по внешнему виду от других (полные или худые, высокие или низкие, в очках и т. д). Здесь неоценимая помощь будет только со стороны родителей. Воспринимая отличительную черту внешнего вида как недостаток, ребенок скорее всего будет воспринимать это так же, а следом за ним – и окружающие дети. Но если, родители преподносят внешний вид ребенка как особенность, стараются помочь выглядеть современно (например, ребенку, носящему очки подобрать стильную оправу), то и ребенок не будет чувствовать себя увечным, и не будет транслировать такое самовосприятие другим детям, а те, в свою очередь, будут его нормально воспринимать.
  • Дети, реагирующие на насмешки. Если одни совсем нейтрально относятся к дразнилкам, то другие могут реагировать достаточно эмоционально, тем самым усиливая желание продолжать насмехаться. При установившейся взаимосвязи «поддразнивания-беспомощность» ребенку нужно изменить свою реакцию. Разобравшись в своем состоянии и определив, что именно заставляет задиру дразнить, ребенку нужно провести собственное исследование и начать по-другому реагировать на насмешки. И найти ту самую реакцию, которая не будет привлекать обидчика. А в комплексе с уверенностью и спокойствием ребенок и вовсе в состоянии разорвать эту цепочку дразнилок. Разумеется, такая работа в одиночку ребенку не по плечу. А потому родителям следует обратиться за помощью к психологу и попросить содействия у классного руководителя.
  • Дети, чьи ценности отличаются от большинства класса. Как уже написано выше, школа и класс – это система. Достаточно распространенное явление, когда дети в классе объединяются ради чего-то или решают, что сейчас «это круто». Если ребенку нравится учиться, а школьные сверстники решили, что это сейчас не в тренде, то на этой почве могут и появляться конфликты. Или когда ребенок учится в элитной гимназии, а одноклассники дразнят за то, что он «не их уровня». В таких случаях, одним из верных решений будет перевод ребенка в другую школу, где ему станет психологически комфортно и спокойно.

Как же узнать, что именно беспокоит ребенка, почему он избегает школьных сверстников?

Беседы с ребенком
Самый верный способ узнать, что гложет ребенка - поговорить с ним

В первую очередь, оцени его эмоциональное состояние. Обрати внимание на то, в каком настроении ребенок приходит из школы.

И, конечно же, разгадать загадки и все исправить помогут разговоры. Узнать за обедом, как дела в школе, и какие оценки – это не разговор, а больше шаблонные фразы.

Задавай ребенку больше открытых вопросов, интересуйся, чем он занимался не только на уроке, но и что делал на переменах, спрашивай, что ему понравилось сегодня, а что нет и почему.

Полноценные беседы, в процессе которых никуда не спешишь и ничем не занят, показывают твою заинтересованность в жизни ребенка. И когда он начнет делиться своими переживаниями, будь ему опорой и защитой!