Двухлетний ребенок: что мама должна о нем знать?

15 января 2015 г. 12:10

Нормы физического здоровья ребенка от года тебе, скорее всего, хорошо известны. Начни изучение своего малыша. Результаты исследований записывай. Но избегай любых, особенно эмоциональных (типа "хорошо-плохо") оценок.

Посмотри на своего ребенка, как врач. Любые свои "находки" фиксируй. И не забывай: ты "не ищешь у него болячки", ты учишься обращать внимание на то, что заинтересует любого доктора во время осмотра.

Кожа и слизистые оболочки

Начни с кожи. Это очень чувствительный орган - индикатор, который быстро и четко реагирует на любые изменения в организме, а также на воздействие окружающей среды и всякого роды инфекции.

Цвет, температура, состояние. Есть ли на коже высыпания, покраснения, сухие/влажные пятнышки, воспаления. Если есть, то когда появились и что этому предшествовало (что ел, где гулял, чем играл, в чем купался и каким кремом смазывался малыш).

Много информации о состоянии здоровья ребенка "записано" на слизистых оболочках глаз, носа, рта. Поэтому постарайся охарактеризовать их. Имеются ли припухлости или инородные образования? Нет ли воспалений, язвочек? Если есть выделения, то какого цвета и характера. 

Стул

Состояние иммунитета на 80% зависит от здоровья желудочно-кишечного тракта. Любой врач на приеме прощупывает животик. крохи и задает сакраментальный вопрос: "Как ходит в туалет?"

Обрати внимание на частоту выделений кала (раз в сутки, через равные промежутки или нет) и их характеристики (количество, цвет,запах, сопровождаются ли болевыми ощущениями). Помни, регулярность стула индивидуальна. Это зависит и от того, на каком типе питания находится годовалый малыш (грудное вскармливание или смесь), какой прикорм ты вводишь. Даже темперамент малыша играет роль.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Питание детей старше 1 года. Как и что готовить?

Но главное правило: стул должен быть мягкий, отходить безболезненно и регулярно (раз-два в сутки).

Есть проблема, если...

  • Запор: малыш тужится или плачет при дефекации. Животик напряженный, тугой, а стул слишком твердый. При запоре, в особенности, если в кале видна кровь, малыша необходимо показать врачу. Если инфекционное заболевание или какие-либо патологии отсутсвуют,  как правило, нормализовать стул поможет питание и питье. Крохе назначат больше жидкости и клетчатки (овощное или пюре из абрикоса, груши, чернослива). 
  • Цвет: зеленовай пенистый стул свидительствует о возможной лактазной недостаточности (незрелость фермента лактазы, расщепляющей сахар лактозу). А также, инфекционное заболевание, непереносимость какого-либо продукта и неправильное (нерегулярное) питание. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Гиперактивный ребенок

Двигательная активность

Ребенок второго года жизни бодрствует 4-5 часов. Он очень подвижен, эмоционален, активно общается и лепечет. Совершенствуется ходьба и моторные навыки. Малыш становится более ловким, скоординированным, начинает подражать взрослым

Обрати внимание, если говорить медицинским языком, на способность ребенка чередовать сокращение мускулатуры с ее расслаблением. Что значит: может ли ребенок, например, из положения стоя сесть на корточки и потом встать (вернуться в исходное положение). Чередование сокращений и расслаблений сопровождает также поднесение игрушки к себе ("мне") и отведении руки ("тебе").

Иногда у малыша могут наблюдаться непроизвольные движения, не имеющие никакой определенной цели: подергивание рук, ног, головы или отдельных частей туловища. Ребенок может покачиваться, как маятник, заламывать пальцы рук или постоянно потирать ладошки. Отметь это. Насколько часто это повторяется, периоды возникновения: в определенные часы или после некоторых событий.

Подсчитай пульс малыша в положении сидя (в спокойном состоянии) и после физической нагрузки (например после 5-минутных игр, прыжков, бега).

Координация ребенка на втором году жизни еще не до конца оформилась. Поэтому не придавай большое значение неловкости его движений. Отметь только, есть ли дрожание пальцев руки при приближении их к игрушке. Постарайся также определить ведущую руку - ту, которой малыш чаще пользуется, с движений которой начинает деятельность. Насколько согласованы движения обеих рук? В одной руке или в двух малыш держит игрушку? Перекладывает ли он игрушку из одной руки в другую или нет? 

Нервная система и психическое развитие

В возрасте от одного года до трех лет происходит активное развитие психики ребенка. Поэтому в раннем детстве следует регулярно проводить обследование состояния его психических функций. Как это сделать?

  1. Прежде всего определись с тем, кто это будет делать. Этому человеку ребенок должен доверять, но относиться спокойно, ровно, без особых восторгов. Так что папа, который только что пришел с работы вряд ли подойдет. Ребенок должен быть спокоен, накормлен и не заниматься ничем, что представляет для него большой интерес. Настройся на игру. Малышу должно нравиться то, чем вы занимаетесь. 
  2. Т.к. у ребенка второго года жизни основной деятельностью является предметная, то и первое задание будет направлено на оценку того, как он с этими предметами взаимодействует. Приготовь для него два набора (по 5-10 шт.) игрушек разных форм и цветов и кубиков, например. Сперва - первый набор. Пусть малыш 5-10 минут играет самостоятельно. А ты наблюдай: чему он отдает предпочтение, игрушки какого цвета выбирает чаще, обращает ли внимание на предметы простых форм (кубики). Все это имеет значение.
  3. Подсядь к малышу - "понаправляй" его: покажи, что можно делать с тем или иным новым для него предметом. Примотрись: повтряет ли он за тобой, заинтересован ли новой игрой. Вместе сравните предметы по цвету, форме, разложите их по группкам-категориям. Заметь, ребенок делает это вместе с тобой! 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Ребенок молчит. Как его разговорить?

  1. На втором году жизни быстро совершенствуютя детские речевые функций (основы всего психического развития), то есть наступает сенситивный период для развития речи. До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - увеличивается словарный запас. Малыш вовсю жестикулирует, использует мимику. Поэтому в процессе игры обрати внимание и на эти факторы. Но опять же, не паникуй, если не отметила их во время игры. Может, малышу просто было скучно... 
  2. Что касается речи. Чем больше вы общаетесь в процессе игры, тем лучше. Имеется в виду не только связная речь: звуки, жесты, пение... Заметь, охотно ли ребенок отвечает тебе? Придумывает ли свои (пускай еще и не совсем слова), повторяет ли за тобой.  Имей в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь обычно появляется к полтора года, а у мальчиков только к двум годам. НО
    Есть особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Если ребенок еще не говорит, это не означает, что с ним что-то не так. Дети, которые по срокам запаздывают "в разговорном жанре", обычно оличаются качеством речи. Правда, при условии, что с моторикой, двигательной активностью, со слухом и зрением у них все в порядке.