Как ориентируется в пространстве незрячий малыш

8 мая 2015 г. 19:00

Как должно быть организовано жизненное пространство и обучение незрячего младенца, чтобы он смог овладеть двигательными навыками и различать предметы окружающей среды?

Обучение такого ребенка строится исходя из высказывания знаменитого дефектолога Л. Выготского: «Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому обучаться». Родители и остальные члены семьи такого ребенка с самого рождения должны учить его вещам, казалось бы самопроизвольным. И лучший инструмент в этом обучении – родительская любовь, нежность, ласка, упорство и терпение. Для того, чтобы обучение и развитие незрячего малыша приносило ему пользу, родители должны быть подготовлены и заручиться специальными знаниями.

Первые месяцы жизни слепого ребенка

Обучать ориентироваться в пространстве малыша следует уже в первые месяцы после рождения. Как и все другие дети, он постигает пространство посредством движения. Но ввиду его неспособности видеть вокруг себя, крупная моторика у него развивается медленнее, чем у ровесников. Тут ему понадобится помощь взрослых. Малыш постигает пространство поэтапно. На первом этапе он начинает различать на ощупь части своего тела и обнаруживает, что может совершать ими или с ними различные действия: поворачивать голову, трогать ручками ножки, переворачиваться и т. п. И, если обычному ребенку мама показывает, как это делать, то незрячему малышу мама может «показать» это не визуально, а посредством прикосновений и слов, которые хоть малыш их и не понимает, оказывают на него ободряющее действие. Недостаток зрения компенсируется у такого ребенка повышенной чувствительностью всего тела. В первые недели после рождения он реагирует на любой внешний раздражитель абсолютно всеми частями своего тела, но впоследствии обучается делать это только отдельными: руками, ногами, поворотом головы и др. Но эти реакции появятся у малыша в результате обучения мамой: так она научит его не только отвечать окружающему миру, но и различать свои части тела и их двигательные возможности. Посредством прикосновений ребенка учат различать части не только своего лица и тела, но и близких: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. Поэтому малышу всегда нужно давать возможность изучать наощупь лицо каждого, подошедшего к нему, его руки, плечи. Обязательно, чтобы незрячий ребенок прикасался ручками к груди мамы во время кормления. Все эти прикосновения составят багаж его первичных знаний, благодаря которым он будет «узнавать» своих и отличать их от чужих.

Чтобы малыш с глубоким нарушением зрения научился управлять шеей, держать и поворачивать голову в первые месяцы жизни, целесообразно делать специальную зарядку.

Упражнение 1. Выкладывание на животик. Незрячий малыш может возражать против этого, резко поднимая голову. Вот тут маме следует приблизить к его лицу свое, и ласково заговорить с крохой, нежно гладя при этом его голову и спинку. Постепенно у малыша закрепится связь: если поднять голову на родной голос, можно получить очередную «порцию» ласки.

Если же выложить ребенка на животик не на пеленальном столике или кровати, а на коленях у мамы, можно привлечь его внимание шумовой игрушкой, тарахтя ею то перед его лицом, то сбоку, то над ним, чтобы малыш поворачивал голову на звук.

Упражнение 2. Выкладывание на животик на фитболе – большом надувном мяче. Руками пусть малыш упирается в поверхность мяча, а мама, держа его за корпус, слегка перекатывает мяч. Так развивается мускулатура плечевого пояса, а также вестибулярный аппарат ребенка. В процессе выполнения упражнения обязательно нужно ласково разговаривать с малышом, чтобы он не испугался. Занимаясь ежедневно, вы совершенствуете навыки ребенка и постепенно усложняете упражнения.

Если в первые месяцы жизни оставлять ребенка все время лежать в одном положении, не будет стимуляции развития его скелетной мускулатуры. Младенцу нужно движение, необходимо, чтобы его тело принимало различные положения, даже если пока еще он сам не в состоянии этим управлять. Поэтому регулярно во время бодрствования меняйте его «позы»: на спинке, на животике, на боку, поворачивайте его с боку на бок. Это не только разнообразит его жизнь и впечатления в первые месяцы, но и вселит в него уверенность в своих силах и возможностях своего тела. Спустя несколько месяцев, научившись управлять своей шеей и руками, малыш с удовольствием будет ворочать головой и играть ручками, хватать игрушки и руки родителей, а также выжиматься на руках, лежа на животе.

Обучение незрячего младенца

Незрячий младенец старше четырехмесячного возраста постепенно обучается качаться, выжимаясь на руках. С этого момента можно начинать учить малыша сидеть. Незрячего ребенка этому нужно учить, причем терпеливо преодолевая этап за этапом на пути к этой цели. Сначала нужно искусственно «усаживать» малыша, ухватившегося за руки мамы или за погремушки в маминых руках. Для этого потрясите погремушками сначала близко от лица малыша, а затем отодвиньте их. Дайте ему их поймать и крепко ухватиться, после чего медленно тяните на себя, поднимая таким образом спинку малыша.

Когда ребенок уже будет уверенно садиться и удерживать это положение, пора начинать учить его ползать. Сам малыш с глубоким нарушением зрения не станет ползти – он же не видит стимулов, что доступно его зрячему ровеснику. Поэтому нужно, положив ребенка на животик, побуждать его ползти – мама должна отойти на расстояние дальше вытянутой руки младенца и начать ласково его звать. Если самостоятельно принять позу «на четвереньках» у малыша не получается, мама должна своими руками поставить его в это положение, выпрямить ему спинку и, придерживая за талию, легонько раскачивать его взад-вперед. Так малыш поймет через новые ощущения, какое положение ему принять, чтобы можно было передвигаться.

Еще для обучения ребенка ползанью хороши такие упражнения. Возьмите погремушку или любую другую тарахтящую игрушку. Привлеките шумом внимание малыша к ней, дайте ему в ручки, когда он сидит. После того, как малыш ее ощупает, заберите и положите перед ним – так, чтобы за ней нужно было потянуться, продолжайте тарахтеть игрушкой. Помогите малышу стать на четвереньки и легонько подтолкните его к источнику звука. Когда его пальчики прикоснуться к игрушке, немного ее отодвиньте – так постепенно «заманивайте» малыша ползти за игрушкой. Каждый его успех обязательно сопровождайте нежной похвалой и одобряющим поглаживанием.

Когда малыш освоил ползанье и начал перемещаться в пространстве таким образом, важнейшей целью всей семьи становится его безопасность. Ибо регулярно натыкаясь на твердые предметы и ударяясь, помимо угрозы травм у ребенка может развиться страх пространства. Испугавшись, малыш ограничит свои попытки изучать окружающий мир, что затормозит формирование у него навыков ориентирования. Поэтому максимально обезопасьте его перемещения, уберите с дороги лишние стулья и напольные вазы, а также все, обо что малыш может пораниться.

Следующим после освоения ползанья становится этап вертикального перемещения – ходьбы на ножках. Незрячего малыша ходить должны учить взрослые. Поставьте его на ножки, придерживая подмышками. Проверьте, что малыш готов учиться стоять и ходить – он передает немного веса на ваши руки, основной упор делая на собственные ножки. Когда вы это почувствуйте, привлеките еще одного взрослого, чтобы он поочередно переставлял ножки малыша – ведь ему не у кого перенять эту манеру, так как он не видит, как ходят его мама и папа. В процессе обучения ходьбе, переставляя ножки малыша, нужно поочередно задерживать его в позе на одной ноге, когда вторая поднята. Так ребенок будет учиться удерживать равновесие при ходьбе.

Также при обучении ходьбе полезно будет использовать классический прием, который применим и к зрячим детям: малыш толкает перед собой опору и идет за ней (опорой может служить его коляска, стульчик, любая устойчивая игрушка на колесиках, специальные машинки-толокары и пр.) Когда малыш поднатореет в хождении с опорой, начинайте водить его, придерживая за две руки. Кому-то легче ходить, опираясь на стенку. Когда малыш будет уже уверенно ходить с вами за руки, усложняйте задачу – учите его наклоняться и приседать. Например, во время ходьбы, возьмите погремушку и с шумом бросьте ее рядом с ногами ребенка, а затем предложите ему ее поднять. Или просите малыша показать вам пальчиком на свои тапки, потрогать мамины туфли (ноги), пол и др.

Как учиться пространственной ориентации

Когда за плечами у малыша уже немалая «практика» шагания по родному дому с его знакомыми комнатами, пора переходить к освоению уличных грунтов. Водите малыша за руки по разным поверхностям: по асфальту, по траве, по мягкому песочку. Изначально походка малыша будет с широко расставленными ногами – для равновесия. Зрячие дети, подражая окружающим, со временем начинают ставить ноги ближе, и их походка становится «взрослой». У незрячего малыша нет перед глазами примера, поэтому его нужно учить ставить ножки ближе друг к другу. Иначе навык широко ставить ноги сохранится, и это впоследствии и затруднит его хождение, и создаст массу проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Опять же, прыгать и бегать, в отличие от зрячих детей, такого ребенка нужно учить, так как он не может это перенять у других сам. Поэтому мама, приводя тело малыша в нужно положение (приподнимая быстро за подмышки) и комментируя свои действия, объясняет ему, как подпрыгнуть и как побежать. Таким образом, мама «на ощупь» учит малыша координации движений при беге и прыжках.

Постепенно малыш учится ходить без опоры. Тогда пора приучить его держать перед собой вытянутые руки – чтобы ощупывать предметы, расположенные вокруг, и не ударяться. Малыш, который не видит ничего вокруг, натыкаясь на предметы и ударяясь о них, испытывает страх перед новыми столкновениями. Чтобы у ребенка не развилась боязнь пространства, чтобы он не усомнился в своих силах, ему постоянно нужен контакт с родными – нет визуального, значит должен быть аудиальный. Говорите с ним! Все время. Маме нужно отойти – пусть вместо нее с ребенком пока поговорит бабушка, сестра или брат. Важно, чтобы малыш все время ощущал связь с внешним миром, причем важно именно ощущение, что этот мир дружественен ему. Малышу постоянно нужно описывать, где он находится и что расположено вокруг него, постоянно называйте предметы мебели, вводите понятие «на», «под», «возле». Так помимо ориентирования в пространстве, малыш будет постигать речь.

Остаточное зрение

У большинства незрячих детей в дошкольном возрасте все же сохраняется остаточное зрение. Это дает возможности различать свет и темноту, источники света и совсем вблизи – очертания и цвета предметов. Поощряйте использование малышом остаточного зрения, всегда хвалите его, когда он пытается рассмотреть что-то глазами. Всячески поддерживайте остаточное зрение, подносите к глазам малыша предметы на близкое расстояние (не более чем на 15 см), особенно хорошо использовать контрастные сочетания цветов, например, черный и белый. Малышу будет легче что-то увидеть, если свет направлен на этот предмет, при этом он не слишком яркий, не слепящий, и источник света расположен за спиной. Обычно при наличии остаточного зрения, малыши с удовольствием рассматривают вблизи лица любимых людей: мамы, папы, бабушки и др. Такому ребенку особенно приятен контакт «глаза в глаза».

Обратите внимание, на каком расстоянии остаточное зрение позволяет ребенку различить предмет. С 3-летнего возраста дайте ему лупу и научите рассматривать предметы через нее, установите оптимальное расстояние лупы от глаз малыша. Очень хорошо для таких детей использовать светящиеся яркие украшения для стен, различные по своей текстуре, чтобы малыш сочетал тактильное и визуальное изучение этих вещей. Если доктора прописали ребенку очки, всегда следите, чтобы их линзы были чистыми и без повреждений и царапин.

И, конечно же, как у любого ребенка, в основе развития вашего малыша лежит игра. Только у него это имеет некоторую особенность – вся игровая деятельность носит преимущественно тактильный характер. Все новое он должен постигать в игре, приносящей ему радость, так эта радость будет распространяться и на вновь обретенные навыки, и малыш будет с удовольствием использовать их снова и снова, вырастая в гармоничную личность, несмотря на свою особенность.