Ребенок не хочет учиться

Что мешает ребенку полюбить школу: оценки, родительская реакция на них, постсоветская система образования?.. Как вернуть детям желание учиться и уверенность в своих силах?

None

Концепций детской одаренности так много, что не стоит и перечислять. Но практически все современные ученые согласны с тремя ее характеристиками:

  • интеллектуальные способности ребенка превышают средний уровень;
  • нельзя скрыть богатый творческий потенциал;
  • настойчивость и мотивация, нацеленная на удачу.

Но все это, к сожалению, часто ломает нежелание учиться, постигать знания.

Ребенок не хочет учиться! Что делать?

До школы учиться хотят все дети. Так уж устроен ребенок: когда обучение необходимо для развития его навыков и более полного развития способностей, учеба ему интересна. В противном случае он не желает участвовать в этом процессе.

Все закономерно. Теперь важно в эту концепцию вписать родителей и учителей.

Обеспечь ребенку такой процесс обучения, который поможет ему развить способности и использовать их в жизни.

  • Он очень любит петь, но не имеет слуха? Не требуй от него заучивать мелодию по памяти. Объясни, как она строится. Подключи логику. Возможно, усвоив простейшие законы гармонии, ему удастся «приручить» непослушные нотки.
  • И наоборот, если у твоего малыша от природы есть слух и голос, если он с интересом подбирает на инструменте любимые песенки, не настаивай на срочном изучении сольфеджио. Не спугни талант! Пойди от обратного, а вернее, от основного – его природных способностей.
  • Сейчас главное, чтоб его не постигли разочарования на каждом этапе развития. Потому как учиться-то он любит, но неудачи его отпугивают, а если точнее, он попросту отчаивается, чувствуя себя посредственностью.
  • Ищи подход к ребенку и способ, на который ему можно опереться, используя свои сильные стороны. 

Лучшее время для школы

В пять лет о двигательных умениях малыша говорят его сформированная осанка скоординированные движения, знание оттенков цвета и порядкового счета до пяти.

Малыш все больше отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, искусству и ремеслу. Школа может предоставить ему такое разнообразие? Нет. Значит, еще рано.

В шесть умения и навыки оттачиваются, причем в процессе командных игр. Сейчас не последнюю роль играет соревновательность. Здесь можно подумать о школе. Но не следует торопиться...

Семь лет называют временем коллективного креатива. Для школы готов! Но есть нюанс: семилетний ребенок больше склонен к анализу и моральным переживаниям. Так что будь осторожна в оценках! 

Как оценки влияют на психику ребенка

Нам известно о негативном влиянии на детскую психику телевизионных продуктов, компьютерных игр, проблем в семье, плохого настроения родителей, экологии. Но мы никогда не задумываемся, насколько затрагивает малыша оценивание.

Каждая оценка (необязательно низкая, она может быть и средней), а особенно негативная реакция родителей...

  • могут вызвать атихифобию – патологический страх перед неудачами;
  • безразличие к учебе и апатию – частый результат постоянного страха сделать ошибку;
  • демотивацию у ребенка.

Недавно интернет-пространство облетела статья об образовании в Финляндии. Не то чтобы мы не знали, насколько финское образование отличается от нашего. Просто в очередной раз поразились, насколько оценки, элитность заведения, углубленное изучение тех или иных предметов, чистописание, эксзаменационная система, социальный статус родителей не влияют на уровень знаний учеников. Финские школьники снова показали наивысший уровень знаний в мире.

Согласно результатам международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) каждые 3 года, финские школьники еще и самые читающие, а также занимают 2-е место по естественным нукам и 5-е по математике. 

Так стоит ли ждать высших баллов, добиваться отличного аттестата, ругать ребенка за оценки?..

Как говорят финны: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам и тестам. Мы выбираем первое.» И если соблюдение школьного режима в Финляндии строго контролируется (все пропущенные уроки ученик обязан нагнать, посещая занятия в других классах, даже младших: посидеть, подумать о жизни, помочь младшим друзьям не навредит), то оценки для финских детей, родителей и учителей не так важны.

Оценки в финской школе

Никакого запугивания двойками! Там вообще их не ставят. Наименьший балл 4. Наивысший – 10.
В 1-3 классах оценивание отсутствует.
До 7-го класса качество знаний ученика оценивается устно («посредственно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

С финнами все понятно! Но мы живем в Украине, и наша система образования формировалась веками, и далеко не по финскому образцу. Указки, оценки, «звонок для учителя», «белый верх - темный низ», показательные выступления перед проверяющими организациями... Все это подрывает психику взрослых учителей, что уж говорить о детях. 

Так вот, если построить школу мечты в центре Киева, Одессы, Днепропетровска, Винницы или Запорожья пока проблематично, нужно менять свое, а что еще важнее, детское отношение к системе образования. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Инна Силантьева: «Я привыкла побеждать, но только честно»

И, кстати, не все зависит от системы. Возьмем, к примеру, противоречивую фигуру педагогики – знаменитого Антона Макаренко. 

Как-то женщина спросила его: «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» Он поинтересовался возрастом ее малыша. Оказалось – несколько месяцев. На что Макаренко ответил: «Немного опоздали».

Какими бы противоречивыми ни были отзывы о его человеческих качествах, но умер он от сердечного приступа, помогая донести незнакомой старушке тяжелые сумки.

Как бы ни критиковали его систему воспитания, но фраза: «Все лучшее – детям!» – макаренковская.

Что бы ни говорили о жестоких методах его трудотерапии, но приобщал он своих воспитанников к самым передовым и интересным технологиям производства. Фотоаппарат «ФЭД» – «безгрешная изящная машинка» – их рук дело. И за свою работу они получали реальные деньги, а не оценки и картонные смайлики.
А для отдыха в распоряжении детей было множество спортивных секций, «свободная мастерская», технические кружки и студии художественной самодеятельности. Чувство долга, честь и дисциплину считал педагог основными добродетелями. Но главным для ребенка он считал... игру. «Нужно не только дать детям время поиграть, нужно пропитать этой игрой всю их жизнь». 

Как раскрыть способности ребенка?

Так кто же все-таки сильнее: природа, наделившая вашего малыша способностями и талантами, или родители – вечные двигатели прогресса? Пробьется ли талант сам или ему необходима помощь? И возможно ли искусственно вырастить способности?

Не одно столетие ученые ищут ответы. Но известно точно: если ребенка не научить, к примеру, говорить в возрасте 1,5-2,5 года, то впоследствии, где-то  лет в 5-6, он этому может уже и не научиться. И даже если это удастся, то родительская и учительская недоработка и упущенное время скажутся в дальнейшем.

Занимайся с ребенком! К сожалению или к счастью, современный мир сплошь оценочный. В конце концов, это не так уж плохо: оценивание достижений человека подтакивает его к новым, способствует росту личности. Как говорил поэт: «Нужно смотреть, чтобы видеть».

А побороть страх перед неудачами помогут простые, но неcтандартные упражнения.

Упражнения на расслабление и саморегуляцию

Выполняй их вместе с ребенком. Можно каждое утро. Главное, систематичность.

Упражнение «Воин» вернет уверенность

  • Станьте так, чтоб одна нога была впереди другой. Выпрямите спину. Почувствуйте, как ваша макушка тянется вверх. Сложите руки перед грудью. Упритесь ладонями одна в другую. Чувствуете силу? Постепенно поднимайте руки вперед, потом разведите их в стороны, будто стоите в воде или разламываете стену. Скажите себе и друг другу: «Я сильный. Я расту. У меня все получится!»
  • Вообразите, как вы бредете домой после школы или утомительной тренировки. Пройдитесь, опустив голову и плечи, шаркая ногами. А затем так, будто вы спешите в кино. Вы идете быстрым, легким шагом, не замечая ничего вокруг. Вас переполняет радость. А вот вы уже могучий Геркулес – неторопливый, с широкими расправленными плечами. Почувствуйте могущество, достоинство! Понаблюдайте за своим состоянием и за тем, как оно изменяется в зависимости от походки. Оказывается, им можно управлять!
  • Стань с малышом в пару. Один из вас пусть закрывает глаза и попытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой руке. Через некоторое время внимательно ощупай обе его руки и определи, какая из них теплее.

Читайте также: