Каков психотип твоего ребенка?

9 июля 2015 г. 07:00

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации нас можно условно разделить на четыре психотипа. Чем раньше определимся, тем быстрее поймем свое призвание. С детьми – все точно так же.

Психологи едины во мнении: особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и влияют на коммуникативные особенности ребенка, обучение и формирование новых навыков и умений.

4 типа восприятия

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей можно условно разделить на 4 категории: 

  • Люди, которые воспринимают информацию прежде всего с помощью зрения. Человек-визуал равнодушно относится к шуму во время обучения, чтения, общения. Для него большую роль играет визуальный контакт. "Глаза в глаза" – лучший способ заставить его быть вниматльным.
  • Кто любит слушать, а не читать? Аудиал. Он в основном получает информацию через слуховой канал. Аудиокниги.– то, тчо нужно для обучения ребенка-аудиала. А вот, если он занимается, слушая при этом музыку или "фоновый шум" телевизора, то из этого ничего не выйдет. Уроки не будут сделаны хорошо.
  • Если человек воспринимает большую часть информации через другие органы чувств (обонятельные, прикосновения) и с помощью движений, значит он кинестетик. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание и его можно отвлечь чем угодно. Кстати, и переключиться с одного вида деятельности на другой тоже легко с помощью массажа или простой зарядки.
  • Их часто называют "логиками", а по-научному.– дискретами. У таких людей, как взрослых, так и маленьких, восприятие информации проходит в основном через осмысление законов; правил, теорем, с помощью цифр, знаков, логических выводов. Эта категория является не многочисленной. Среди малышей и школьников таких деток мало. Могие вундеркинды, а также дети-индиго считаются дискретами.

Как знание психотипа поможет в обучении

Знание особенностей психики ребенка и познавательных позиций поможет в обучении:

  1. Визуалу необходимо наблюдать, представлять: опыты, экскурсии, кино, лабораторные и практические занятия лучше всего "научат" ребенка.
  2. Аудиал должен постоянно что-то слушать, говорить, обсуждать. Если учить стихи, то нараспев, если решать задачки, то лишь после проговаривания условий и плана решения вслух.
  3. Кинестетик должен щупать, пробовать на вкус, прикасаться. Изучаете фигуры? Никаких таблиц и рисунков, только объемные кубики, наборы фигур или конструктор!.

Каждый человек, так или иначе, использует все четыре сенсорные системы, но одна из них доминирует. Поэтому взрослым для занятий с малышами и для лучшего восприятия информации следует использовать те же слова, движения, манеру общения, смысловые и речевые паузы, которые соответствуют типу восприятия ребенка
Умение воспринимать новый материал, анализировать, обобщать, запоминать, адекватно действовать в учебных и жизненных ситуациях.– индивидуальны и зависят от стилей обучения.

Как правильно заниматься с кинестетиком, визуалом, аудиалом и логиком

Пока мы не научимся общаться с малышом на его языке, успеха в совместных занятиях ждать не придется. Особено это касается школьного обучения. Педагоги, как правило, ориентированы на слуховой канал. Большинство информации подается на слух. Поэтому, например визуалу, тяжело воспринимать информацию. Хорошо, если учителя при предоставлении информации задействуют все каналы восприятия. Но если мы, взрослые, учтем особенности восприятия и обработки информации ребенка и научимся общаться с ребенком его «языком», малыш достигнет гораздо больших успехов. Итак, что рекомендуют психологи...

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как научить ребенка читать

  • внимание визуала можно вернть с помощью жестикуляции и яркого методического материала;
  • в разговоре с аудиалом достатчно сменить тон или перейти на шепот, чтобы он снова стал вниманительным;
  • кинестетику положим руку на плечо, прикоснемся к спине (место между лопатками);
  • визуалу позволительно рисовать, делать заметки во время урока. Можно даже специально положить перед ним лист бумаги или блокнот;
  • аудиалу не стоит делать замечаний, если в процессе работы он станет посвистывать, напевать или шевелить губами;
  • кинестетику во время статической работы даем возможность время от времени двигаться: пройтись по комнате, попить водички, попрыгать, сделать зарядку. Он может сидеть не на стуле, а на фитболе;
  • занимаясь с визуалом, всегда используйте наглядные пособия: иллюстрации, картинки, схемы, образцы;
  • с аудиалом импровизируйте с помощью различных вариаций голоса.