Что такое хорошо, а что такое плохо для малыша?

22 декабря 2011 г. 16:00

В большинстве случаев  взрослый человек без сомнений может распознать вещи, которые поддаются определению – хорошо или плохо. Но вот для ребенка все гораздо сложнее. Ведь ситуации, при которых он не чувствует боли, обиды или же удовольствия, для двухлетнего малыша покажутся практически одинаковыми.

Навязываем ценности

Что такое хорошо или плохо

С самого раннего детства ребенок абсолютно объективно воспринимает весь мир, если находится исключительно в роли наблюдателя. А понимание того, что такое хорошо или плохо приходит лишь с опытом. Но ведь пережить все возможные варианты ситуаций, которые случаются вокруг человека, едва ли возможно. Поэтому весь недостающий опыт и понимание позитивного и негативного ребенок получает из твоих рассказов и оценок. И глядя на твое поведение и поступки, ребенок будет воспринимать их как норму при подобном раскладе.

Поэтому не удивляйся, если однажды отказавшись помочь кому-то на глазах у ребенка, ты вдруг столкнешься с отказом малыша помочь тебе. А что, ты же так делала, значит так и нужно.

Интересно – значит хорошо

Для ребенка, которого окружают вниманием и заботой, всячески балуют и играют, существует конкретная эмоциональная установка: если приятно и интересно, значит, хорошо.

В некоторых случаях подобное убеждение может привести к беде. Ведь ребенок становится слишком доверчивым к тем, кто предлагает ему конфету и зовет идти с ним, пока мама не видит и т.д. Поэтому важно стремиться, чтобы ребенок сознательно мог противостоять подобным соблазнам, отказываясь от них и осознавая причину. Поэтому без устали разговаривай и объясняй ребенку на конкретных примерах, что и почему он не должен делать.

Интересно для ребенка

Воспитательный момент

Ребенок стремится к тому, что можно назвать хорошим: людям, поступкам и т.д. Поэтому похвала для малыша часто становится показателем того, что он делает хорошо. И если на него накричат, ребенок воспримет свои действия как плохие. А это в ситуации, когда малыш берется помочь маме, а на него прикрикивают, чтобы он не мешал,  играет определяющую роль. Ведь в этом случае рвение ребенка выглядит как нежелательное и опасное действие. А потом не спрашивай, почему повзрослевший ребенок отказывает тебе в помощи.

Например?

Малыш нуждается в подтверждении твоих слов, когда ты учишь его тому, что можно назвать хорошим поступком, а что плохим.  Если ты говоришь, как важно и хорошо помогать бабушке, а сама никогда не уступаешь места в транспорте пожилым людям, малышу будет непонятно такое поведение, которое совсем не подтверждает твои же слова. Поэтому, отвечай за свои слова, подтверждая их поступками.

Уступай место старшим

Научить хорошему

Если ты пытаешься усадить ребенка за интеллектуальную игру, а тот отпирается всем силами, вероятнее всего, ты попытаешься заставить малыша насильно, укоряя, и обвиняя, даже шутливо, в лени. Для ребенка все будет выглядеть упрощенно – если это приносит страдания или просто недовольство, значит это плохо. Поэтому не удивляйся, если малыш потом ни в какую не захочет обучаться чтению или еще чему-нибудь «полезному».

Чтобы понять ребенка нужно думать над его поведением, ведь психология ребенка весьма сложная штука, а твой материнский инстинкт - ключ к сознанию своего чада.