Если у ребенка появился воображаемый друг: мнение эксперта

18 марта 2013 г. 13:00

У тебя в доме внезапно поселились Вася или Маша, или Настя, или Егорка? А может быть все сразу? Что делать с воображаемыми друзьями ребенка - выгонять из дома или чаем напоить?

Говорит психология

Если у ребенка появился воображаемый друг

Мнимые друзья, мнимые спутники жизни – это психологическое и социальное явление, когда дружба или другие межличностные отношения происходят в воображении, а не в мире физической реальности. Мнимые друзья - вымышленные персонажи, созданные для импровизационных ролевых игр. Своим же создателям они могут казаться вполне реальными. Причины такого явления могут быть разнообразными – от простой игры и бурно развитой фантазии до психических отклонений.

Нормально или нет?

Многие детишки заводят себе воображаемых друзей. Воображаемые друзья могут быть совершенно вымышленными или все же иметь материальную оболочку – то есть, мягкая игрушка или даже торшер могут стать говорящими для ребенка. Некоторые исследования показали, что воображаемые друзья у детей, как правило - яркие, умные, творческие и изобретательные. Такими их характеризуют дети. Дети могут приглашать таких друзей за семейный стол, пристегивать ремнями безопасности в машине, такие друзья даже могут участвовать в семейных разговорах. Такое альтер-эго ребенка может также съедать конфеты или разбивать вазы. В данном случае, ребенка необходимо вывести на чистую воду – ведь тогда он научится перекладывать свою вину на других, уже реальных людей.

Ведь первоклашка находит новых друзей

Имя «друга» может быть абсолютно выдуманным или же имя знакомого человека (в таком случае, необходимо выяснить, почему ребенок взял имя именно этого человека, а также обратить внимание на отношения между ним и воображаемым другом). Воображаемые друзья могут жить в сознании ребенка некоторое время. Как правило, это случается примерно в возрасте от 3 – 6 лет. С посещением ребенка школы, как правило, воображаемые друзья остаются дома и исчезают навсегда – ведь первоклашка находит новых, уже реальных друзей.

Как вести себя родителям

Если тебе это слишком не нравится, попробуй завести домашнее животное – оно вполне сгодится ребенку в качестве реального друга. Приглашай детей соседей поиграть к вам домой – может твой ребенок очень застенчив и боится познакомиться с реальными детьми? Также подумай, достаточно ли ты уделяешь внимания ребенку? Возможно, это лишь способ ребенка обратить внимание на себя.

Пусть рисует

У детей очень развита фантазия. Пускай тогда спроектирует свою творческую энергию на рисование или лепку, к примеру. Отдай его в художественный кружок – там он не только сможет воплощать свое воображение в материальные объекты, а и общаться с реальными такими же творчески одаренными детьми. Главное, ни в коем случае не наказывай ребенка – воображаемый друг – это игра, а ребенку в дошкольном возрасте свойственно играть. Не пытайся разоблачить или опровергнуть существование друга – ребенок перестанет тебе доверять или ты вгонишь его в депрессию. Подыгрывай иногда ребенку, в основном же – не обращай особого внимания – пройдет само. Все-таки если игра приобрела нездоровую форму – тогда бери ребенка, его мнимого друга или друзей и иди на прием к психологу. Но это только в критичных случаях.

Стань сама лучшим другом ребенку – тогда ему и придумывать ничего не надо будет!
Ответ эксперта

Наталия Борисовна Марчук

Психолог психоаналитического направления, руководитель Центра психологических услуг «Территория личности»

тел.: (067) 466-62-20

Пространство фантазии во внутренней реальности ребенка имеет неоценимое значение для его развития. Ведь именно разного рода игры, в том числе и воображаемые, помогают ребенку простроить связь между его внутренней реальностью и внешним миром. В этом процессе он учится согласовывать свои внутренние потребности с требованиями реальности, учится преодолевать конфликты. Также через игру родители могут лучше понимать потребности и желания своего чада, игра может многое поведать о нем. Действительно, часто дети придумывают себе всевозможные персонажи в игровом пространстве, как правило, они могут сопровождать игру ребенка какое-то время, затем появляются новые. Если вы заметили стойкое присутствие воображаемого друга на протяжении длительного времени, а также у вас сложилось ощущение, что этот «друг» как бы вышел из игрового пространства и «норовит» войти в реальность ребенка, то хорошо бы проявить интерес к этому явлению. Пусть малыш расскажет вам о своем друге. Возможно, вы сможете понять, чего не хватает вашему ребенку и что именно он хочет компенсировать с помощью воображаемого друга. Обратите внимание, какой эмоциональный контекст сопровождает эти отношения. Насколько реально ребенок их переживает. Если вы почувствуете, что эта игра постепенно вытесняет другие игры и отношения с реальными людьми, то стоит насторожиться. Детский психолог может помочь разобраться в ситуации и оказать нужную помощь в случае необходимости.