Первые звуки малыша

15 июля 2014 г. 16:23

Малыш с первой секунды дома должен понимать, что от него тоже ждут общения — это необходимое условие воспитания полноценного мыслящего и социально адаптированного человека. Как же создать такую среду, какие звуки должен слышать вокруг себя новорожденный ребенок, чтобы не только ближе к году обрадовать родителей первыми словами, но и просто нормально развиваться?

Вокруг ребенка непременно должна звучатьчеловеческая речь. Причем малыш обязательно должен слышать слова, обращенные непосредственно к нему. Чем больше будет различий в тембре, интонации и эмоциональной окраске «собеседника», тем лучше. То есть, в идеале, с ребенком должны общаться несколько близких людей и они должны стремиться донести ему разную информацию. Например, мама рассказывает малышу о своей любви, папа — о машинах, футболе, или что там еще интересно папе, бабушка — о чем угодно (вы все равно не уговорите ее общаться с малышом на какую-то конкретную тему).

Важно! Общаясь с маленьким человеком, вы должны употреблять нормальные человеческие слова. То есть из ваших уст машина всегда должна быть машиной — «бибику» ребенок изобретет сам в ходе освоения родного языка. «Хорошенький ребенок» не должен превращаться в вашей речи в «холесенького», хотя бы для того, чтобы малыш знал о существовании в языке этой сложной буквы «р».  Бебиток (сюсюканье) имеет право на существование. Но хорош он только изредка как игровая пятиминутка: месяцев с трех до девяти найдите один раз в день время повторять за малышом то, что говорит он. Во-первых, для обоих это станет морем положительных эмоций, ведь детишек очень радует, когда мама улюлюкает так же, как они. А во-вторых, ребенок точно включится в эту речевую игру: раз вы повторяете за ним, значит, и он захочет повторять за вами эти ваши сложные человеческие слова.

Пение. Даже если мама не обладает музыкальным слухом, ее пение все равно будет полезно для ребенка. Ведь даже если вы не прививаете ребенку слух, все равно песней вы можете выразить ребенку свою любовь. Кроме того, лирика песен — это прекрасный образец родного языка, который ребенок так старается освоить весь свой первый год жизни. Если же вы планируете вырастить из ребенка маленького Моцарта и боитесь привить своим пением плохой слух, вы, конечно, можете воспользоваться записями профессиональных исполнителей. Но в этом случае записи должны быть высочайшего качества.

Музыкальные игрушки. К их выбору надо относиться очень аккуратно, так как на рынке детской игрушки присутствует огромное количество бесполезных, а иногда и откровенно вредных звучащих игрушек. Прежде чем дать ребенку игрушку, издающую звук, послушайте ее сами. Лучше всего это сделать еще в магазине. Причем послушать каждый образец лучше всего не пару секунд, а какое-то более продолжительное время. Что следует услышать? В первую очередь честно ответьте себе: вас не раздражает этот звук? Если появились хоть какие-то сомнения, ставьте игрушку на полку и больше к ней не возвращайтесь. Помните о том, что вам это визг-свист придется слушать не один час вместе с ребенком.

Начинайте с малого. Пусть в начале это будет нежный шорох погремушки. Потом ребенку можно предложить погремушку погромче — например, деревянный маракас с горохом внутри.  Со временем в арсенале детских игрушек появятся разнообразные по звучанию предметы. И не обязательно это должны быть чисто детские игрушки — не запрещайте ребенку извлекать звук ложкой из кастрюли, разрешите похлопать дверцами кухонных шкафов или на улице провести палочкой по забору. Ребенок, которому не запрещают таким образом извлекать звуки, сам достаточно быстро перестает этим заниматься, — ему всего лишь надо понять, из чего образуется этот конкретный звук, и запомнить его хорошенько. Некоторым деткам достаточно десяти повторений, другим нужно пятьдесят. Но, так или иначе, это действие конечно — вам просто нужно немножко терпения. Очень скоро ребенок найдет себе какое-нибудь другое, возможно, совершенно бесшумное, занятие.

Что касается электронных звучалок: даже если это развивающий электронный плакат, он не является обязательным элементом на полках с игрушками. Ведь электронная речь не всегда бывает понятна, у электронного учителя нельзя переспросить. Он просто повторяет тысячу раз одно и то же — а значит, ребенок может зазубрить английские слова, стихи, правила так, как услышал, и не всегда правильно. А переучивать потом будет очень сложно.  

Что касается машинок, божьих коровок, собачек, которые бегают по умопомрачительной траектории и громко орут фальшивый мотив, — избавьте вашего ребенка от таких предметов.

Общайтесь с ребенком. Акцентируйте внимание ребенка на всем, что происходит вокруг. Вы уже привыкли описывать вашему ребенку предметы? Возьмитесь и за описание звуков. Услышали вместе с ребенком на улице собаку — расскажите ему о том, что происходит, ведь он слышит такой звук впервые. И пытайтесь получить от него ответную реакцию. Длинно, подробно описывайте каждое событие, встретившимся вам на пути, каждый звук.

Общайтесь, развивайтесь, открывайте удивительный мир звуков и слов — он прекрасен!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: