Развитие интеллекта в игре

5 февраля 2015 г. 14:42

Как проявляются интеллектуальные способности ребенка? Как развивается его мышление? И чем может помочь игра?

«Детские игры какие-то!» Знакомое выражение? Так вот детские игры – не пустяк, а очень важный процесс, в течение которого ребенок знакомится со свойствами предметов, узнает, как они взаимодействуют между собой, а также сам учится ими пользоваться. Некоторые такие причинно-следственные связи ребенок обнаруживает в игре случайно. Так, уже к году он понимает, например, что музыкальная шкатулка играет только в том случае, если потянуть за шнурок. Ни простое прикосновение, ни облизывание, ни проба на зуб ни к чему не приведут. Но если потянул (причина) – то музыка звучит (следствие).

Ребенку год

Его очень интересуют мелкие предметы: обрывки бумаги, лоскуты, кнопочки, рычажки и, следовательно, такие вещи, как телевизор, телефон или плита. Разные отверстия и дырочки тоже притягивают его внимание. Ребенок наживает на кнопочку и ждет, что произойдет с телевизором: включится или нет. Как будто он хочет еще раз убедиться, что между его действием и включением телевизора связь все-таки есть.

Ты даже можешь заметить, что ребенок взволнован в такой момент. Возможно, ты свяжешь ее с пониманием малышом того, что он делает нечто недозволенное. На самом деле объяснение заключается в том, что ребенок находится внутри эксперимента, к разгадке явления он только приблизился: если случается А, то непременно должно произойти Б. И предчувствие, что вот-вот произойдет то, что он предполагал, и вызывает волнение ребенка. Когда в результате многократных поторений он убедится в причинно-следственной связи между А и Б, тайна исчезнет и ребенок охладеет к телевизионным кнопкам.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Дитя экрана: можно ли ребенку смотреть телевизор

Ребенку полтора года

В это время малыш начинает замечать, что предметы отличаются друг от друга по определенным характеристикам, например, по величине и форме. Способность находить сходство и различие между предметами – основа для формирования логического мышления. Эта способность проявляется в игре и в ней же и тренируется.

Малыш уже владеет многими двигательными навыками. Теперь наступает время крупномасштабных акций. Его начинают интересовать ящики и полки с книгами, посудой, внимательно разглядывается, перекладывается с места на место и раскладывается по непонятному взрослым принципу. Тебе, кстати, стоит понаблюдать за малышом, и тогда ты тоже поймешь причинно-следственную связь.

Иногда, правда, случается совпадения с логикой взрослых: малыш составляет в один ряд все свои машинки, в другой – все имеющиеся у него фигурки или раскладывает по разным кучкам вилки и ложки. Такое поведение связано не столько с потребностью ребенка к порядку, сколько с проснувшимся пониманием, что между вещами существуют сходство и различия.

При сортировке вещей ребенок сравнивает, выделяет похожее и различное, начинает воспринимать цвета, различать формы и части предметов, выясняет соотношения между ними по объему. На какое-то время это становится самым увлекательным занятием. К сожалению, родители далеко не всегда понимают ценности подобных игр. Не видят в них смысла и тем более не удовлетворены результатами. Поэтому начинают выбирать школы раннего развития, кружки для малышей и различные бэби-клубы, где ребенка, по их мнению, научат умным играм.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как развивается внимание ребенка и можно ли его улучшить?

Но ведь то, что делает малыш сейчас перед твоими глазами и есть та исследовательская работа по классификации объектов, различению объемов, цветов, форм. В доме всегда найдутся коробки и шкатулки разной величины, которые представляют интерес для сравнения, ведь их можно замечательно вкладывать друг в друга.

Играй в это вместе с малышом! У него может пока не хватить фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться ты. Предложи устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру в зоопарк, в которой примут участие все мягкие игрушки. Полученные впечатления подхлестнут фантазию ребенка для самостоятельных игр, а воспоминания, возможно, останутся на всю жизнь.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Игры с кубиками 

Развитие мышления

Ребенок, изучая предметы, их свойства, на самом деле проводит большую работу. Ведь в этом процессе принимают участие все органы чувств. В мозгу остаются следы от разного типа ощущений: визуальных, тактильных или других.

Все эти «предметные игры»  - основа для конструктивных игр. Обычно в 12-13 месяцев ребенок интересуется коробочками-кнопочками и длится эта страсть на протяжении 3-4 месяцев.

В 1,5-1,7 года начинается интерес к строительству Ребенок складывает башни, нагромождая кубики друг на друга, причем строительство идет сперва только в вертикальном направлении.

К двум годам строительство ведется по горизонтали, и малыш может построить из кубиков поезд.

А через полгода ребенок соединяет вертикаль с горизонталью: он строит мост, под которым проезжает поезд. Представления ребенка о пространстве продолжают развиваться, и в пять лет он способен создавать очень сложные по архитектуре постройки.

Начинается время конструкторов Mega bloks, Limo, Kiditec, Lego и других.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Двухлетний ребенок: что мама должна о нем знать?

Чем старше ребенок, тем лучше развиты его способности к анализу, систематизации и классификации объектов окружающего мира. Особенно заметен прогресс в этом направлении, когда ребенок начинает говорить. Большое значение имеет и качество самой предметной среды, доступной малышу. Согласись, если ребенка окружают красивые, стильные вещи (пусть даже коробочки!), то его детство будет таким же. Но не забываем, что все начинается с выдвинутого ящика комода.