Обычно, около года ребенок начинает связывать звучание и значение слова. Он еще не говорит, а лепечет, но еще чуть-чуть, и он даст имена явлениям и понятиям, которые его интересуют.
Есть такие малыши, которые активно используют язык жестов, вовсю показывая, что понимают, о чем с ними говорят. Показать носик? Вот он! (Указывает пальчиком) Маме нужно знать, где у него расположены ушки? Так вот здесь!.. Детям нравятся такие игры с опознаванием. Играй больше – не ленись! Даже, если тебе кажется, что это вовсе не достижение – показать на свой носик, все равно проси ребенка показывать и на носик, и на другие части тела, и на все, что видите вокруг. Так ты помогаешь малышу устанавливать правильные взаимосвязи. А это очень трудно и важно! Поверь.
Каждый годовалый (и чуть постарше) ребенок использует три приема:
Конечно, так будет не всегда. Но на этом этапе ребенок все понимает правильно. Так малышу проще будет выучить слова и начать говорить.
Пока слова накапливаются медленно. А вот к середине второго года начнется прорыв. Ребенок станет усваивать новые слова очень быстро, что вовсе не означает, что он тут же заговорит. Но, как говорят специалисты, по слову каждые два часа – такова скорость усвоения.
В это же время малыш начинает и сочетать слова. Пока только первые попытки.
Но такая информация дается тебе не для того, чтобы тут же озаботилась проблемой… Имей в виду, что у одного малыша речевое развитие может идти с опережением (вполне возможно, что позже оно приостановится), а у другого – отставать. Разрыв между детьми может составлять и год, и даже полтора, а то и больше…
Пока еще никто не доказал, что ребенок, заговоривший поздно, уступит в беглости и развитии речи своему сверстнику.
1000 слов и более произносят малыши к концу третьего годика. Они обычно связывают слова в небольшие предложения. Предложения последовательные. Ребенок говорит фразами. А понятийный аппарат уже готов к новому этапу развития.
Сперва ребенок связывает слова попарно. Так происходит до двух лет (обычно). Затем он начинает произносить предложения.
В 2-2,5 года – это уже фразы.
В 2,5-3 года – усваивают правила употребления слов (учатся выражать время и число). Иногда, правда, бывают и дефекты, но дефекты стереотипные и поправимые со временем: «висю», «ходю»…).
Открытие ребенка в этом возрасте состоит в том, что он понимает последовательность слов («Я целовал маму», «Мама целовала меня»). Это очень важная точка, педагоги называют ее «вершиной речевого развития».
Таков он – грамматический анализ в 2-3 года жизни.
Любой языковед вам скажет, что постичь все возможные, существующие в языке, связи слов между собой, практически невозможно. Если идти по этому пути, то пришлось бы запомнить 140 000 000 конструкций и предложений. Ребенок же на подсознательном уровне выбирает самы простой, даже примитивный путь – опыт. Ему требуется всего около 25-ти основных правил грамматики, с помощью которых он образует какую угодно фразу и предложение. Главное, что он усвоил: предложение строится из группы, включающей существительное, и группы,, включающей глагол. Этих знаний человеку хватило, чтобы освоить речь.
Есть такое явление. Называется мутизм. При нем человек никогда не осваивает те самые правила грамматики. Но это случается крайне редко.
Ребенок наделен от природы чутьем к языку, оно и дает возможность освоить законы грамматики и построения предложений. Плюс, конечно, общение, практика и те самые «Покажи носик-ротик-ушки».
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Задержка в развитии: когда бить тревогу
Разговоры. Да, именно общение взрослых и общение взрослых с ребенком помогает развивать и речь малыша. Он подражает и воспроизводит образы речи взрослых.
Филологи считают, что подражание – это безусловный рефлекс, инстинкт, навык, который дан человеку с рождения. Это как дышать, кричать, глотать…
Мозг ребенка приспособлен к восприятию и прямому воспроизведению голосом слышимой речи. Ребенок воспринимает и воспроизводит сначала целостную картинку речи: перенимает все интонации, переходы, звучания и окрас речи, как магнитофон.
Затем, освоив фонетический рисунок, малыш начинает вычленять отдельные слова и их значения.
Постепенно, научившись связывать несколько слов грамматически и по смыслу, малыш, все так же подражая речи мамы с папой, переходит на новый этап развития – словотворчеству.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Какую методику раннего развития выбрать?
Ваш комментарий