Начинаем серию статей по развитию ребенка от рождения до 13 лет. Каковы базовые потребности детей каждого возраста, как возникают навыки и формируется речь, способности и привычки?.. Сейчас рассказываем о жизни ребенка до года.
Впервые о ребенке, как о существе, которое можно и нужно изучать, заговорили еще в начале IV века до н.э. Это был отец медицины – Гиппократ. Он написал целый трактат «О природе ребенка».
Пару веков спустя, эстафету подхватили Цельс – один из самых продвинутых в то время философов, медик и философ – Гален, а также римский врач Соран Эфесский. После них за тему детства не решались взяться на протяжении 15 (!) веков. Появлялись кое-какие труды, но все они носили характер переписанных конспектов Галена, Сорана и Цельса.
И вот когда детские болезни, приюты и проблемы развития малышей стали серьезной причиной для беспокойства целой Европы (в XV XVII вв.), труды, посвященные выхаживанию, лечению и воспитанию детей стали появляться, как грибы после дождя.
Все это наследие и стало основой наших сегодняшних знаний о развитии ребенка.
Жизнь ребенка, как художественное произведение – делится на части, разделы, главы… Сюжет развивается по определенным законам, которые действуют для всех. Могут быть, конечно, расхождения, но в основном, в развитии и взрослении детей можно проследить закономерности.
Большинство специалистов в зависимости от того, какой вид деятельности помогает ребенку развиваться, делят детство на периоды. Вот например, в 3 года бессмысленные ранее вещи (папин шуруповерт или мамина помада) приобретают совсем иное значение, точнее очень большое – с этими предметами можно ИГРАТЬ! И малыш уже знает, точнее, представляет КАК. Поэтому в 3 года именно игра открывает перед ребенком двери в мир знаний. Хочешь, чтобы твой сын или дочь росли умненькими-разумненькими, не читай им азбук, не учи с ними длинные стихи, буквы и цифры. Играй! От того как ребенок привыкнет играть: в компании или один, активно или малоподвижно, свободно или "в рамках" ("играй тихонько", "не шуми", "не бегай", "игрушки не доставай"), и сложатся его базовые отношения со взрослыми, сверстниками, а также сформируется круг способностей, которые позволяют ему эту свою деятельность реализовывать, например, речь.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение: до 3-4 лет важна игра, позже – социальные связи (общение в коллективе), у школьников – самоутверждение и все виды деятельности, которые помогают в этом. Хотя кто сказал, что игра больше не интересует ребенка!? Нет! Она его занимает, но уже не является ведущей его деятельностью.
Итак, на какие главы-периоды делится детство?
Но обо всем по порядку. В этой статье мы рассмотрим первые два этапа.
Как для состоявшейся, так и для будущей мамы не должно быть секретом и неожиданностью то, что в первые дни жизни малыш теряет в весе. Объясняется это кризисом. Да, именно кризисом новорожденности называют врачи такое явление. Шутка ли – проделать титаническую работу, чтобы появиться на свет, отделиться от мамы, оказаться в абсолютно чужой (как физически, так и морально) для себя среде, научиться дышать и начать приспосабливаться к ней. Практически как, если бы ты сейчас оказалась на борту Шаттла, а потом на Луне... Тоже потеряла бы пару килограммов.
Хорошо, что у ребенка есть мама, а у мамы – молоко, сердце, которое так знакомо стучит и запах, что подсказывает малышу: тут тепло и безопасно.
Так вот, с маминой помощью ребенок начинает осваиваться во внешней среде, постепенно становясь социальным существом. Он пока не может удовлетворить свои потребности самостоятельно, но уже знает проводников, которые делают это за него.
Он еще лишен основных средств общения, но постепенно овладевает языком жестов. Но самое главное достижение малыша в этот период – комплекс оживления: малыш возбужденно приветствует взрослого, использует крик и плач для привлечения его внимания, а это не что иное, как инициатива общения, чуть позже он будет "агукать" и "гулить", общаясь с мамой и… УЛЫБАТЬСЯ. Первая улыбка и является сигналом того, что этап новорожденности пройден успешно!
Если все составляющие комплекса оживления у ребенка присутствуют, значит ребенок здоров и развивается хорошо. И появляется такой комплекс раньше у тех детей, мамы которых не только вовремя их кормят и меняют подгузники, но активно общаются и играют.
Есть еще один момент, о котором нельзя не сказать: феномен "глаза новорожденного". Он заключается в том, что ребенок в первые недели жизни умеет смотреть в разные стороны, чем пугает маму. Но к концу второго месяца взгляд его уже более сфокусирован, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. А к третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого. Постепенно формируется бинокулярное (двумя глазами) зрение.
Читаем по этому возрасту: Е. Комаровский "Здоровье ребенка", Уильям Серз и Марта Серз "Ваш ребенок", Ж. Цареградская "Ребенок, от зачатия до года", "Уход за новорожденным", Л.Иванова "Я – мама", М.Трунов, Л.Китаев "Экология младенчества. Первый год.".
Заметь, новорожденность и младенчество – это вовсе не один и тот же возраст. Психологи считают младенцем ребенка до года, который к концу этого этапа уже произносит первые слова.
Речь ребенка до года носит пассивный характер, т.е. малыш понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но не говорит. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Чуть позже, около года, формируется автономная речь. Она служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном: разные там "бибики", "авы-авы", "кукочки" (курочки) и т.д. По форме она является общением. А по содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Когда дети начинают говорить?
Каковы же особенности автономной речи?
Как только словечки малыша станут больше напоминать привычные, можно говорить о начале этапа активной речи.
Активная речь возникает к 1,6-2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к годику составляет около 30. Появляются вопросы "где?", "как?". А первые слова малыша, в основном, обозначают действия ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они все же глаголы.
Помочь ребенку быстрее накопить словарный запас можно, если говорить с ним отчетливо и не "сюсюкать". Ребенку нужно освоить навыки правильной речи, а для этого он должен ее слышать.
Не ленись показывать и называть предметы, рассказывать сказки, учить стихи... Процесс усвоения языка малышом происходит более успешно, если ему помогают родители.
Изучаем по этому возрасту: методика Глена Домана "Вундеркинд с пеленок", Татьяна Стробыкина "Игры и упражнения для самых маленьких", Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым".
Дети до года еще не овладели языком. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной благодаря собсвенным органам (рот, глаза, руки, ноги...)
Новорожденный малыш, тренирует навыки, которые ему даны от рождения - безусловными рефлексами: сосанием, хватанием, плачем. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
Младенец (1-4 месяца) начинает приспосабливаться к своему окружению, приспосабливая старые схемы к новой информации: он все тянет в рот, трогает, щупает, рассматривает, прислушивается к звукам...
Ребенок до 8 месяцев произвольно повторяет те формы поведения, которые доставляют ему удовольствие. В это же время, точнее, в 7-8 месяцев начинается период первых страхов (страх "чужого").
8-12-месячный ребенок уже координирует вторичные схемы. Что это значит? Малыш продолжает совершенствовать приобретенные навыки, а также строит следственно-причинные связи. Например, он уже понимает, если мама набирает ванну, значит скоро он будет купаться.
Когда-то американский психолог Абрахам Масслоу собрал все потребности человека в одну пирамиду. Согласно его теории, не удовлетворив потребности нижних уровней, невозможно достичь более высоких ступеней.
Так вот, базовая потребность ребенка до года – это потребность в безопасности и защищенности. Такова главная функция мамы, папы, семьи малыша. Важнейшая роль в этом, конечно, отведена маме. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет, его взаимодействие с миром становится проблематичным, а сам ребенок замыкается в себе.
Именно в возрасте от рождения до года у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое он пронесет через всю жизнь.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Сперва малыш ищет близости с любым человеком, затем учится отличать знакомых людей от незнакомых и привязывается к тем людям, которые входят в его близкий круг общения. И этот этап становится подготовительным к самому важному периоду – отделению малыша от мамы и началу эпохи "Я".
Читаем по этому возрасту: Абрахам Маслоу "Мотивация и личность", Мэрилин Сигал "Ребенок играет: от рождения до года" , Калерия Ладодо "Энциклопедия детского питания от рождения до школы", Ларс-Людвиг "Папина книжка";
изучаем по этому возрасту: методика Марии Монтессори.
ФОТО: depositphotos
Ваш комментарий