Принято считать, что одаренность - это что-то очень глобальное. Что одаренный малыш, как Ломоносов, с равной легкостью будет и читать со скоростью звука, и решать задачки, и писать стишки. В действительности все по-другому. Обладая выдающимися способностями, ребенок, как правило, выделяется в какой - то одной области, в других же он не только не опережает ровесников, но и даже отстает от них. Вот так!.. Все потому, что мозг человека устроен таким образом, что каждая отдельная функция должна сформироваться в том или ином возрасте, то есть в определенный период. Так, речь ребенка наиболее активно развивается с 1,5 лет до 3, а моторика - с годика до 1,5 лет, потом ее развитие понемногу замедляется, и дальше развиваются какие – то особенные функции, такие как, скажем, мелкая моторика. Однако иногда в силу каких-то специфических причин, отдельная функция, например, механическая память или речь, начинает активно развиваться раньше положенного времени. Тогда мозгу не хватает энергии, и те функции, которые оказываются в этот момент наиболее подготовленными, начинают развиваться и работать за счет всех других.
Например, достаточно часто математические способности и механическая память у ребенка проявляются очень рано – года в 3-4. Такие дети легко оперируют огромными числами, запоминают большие тексты, вызывая особое восхищение окружающих, но потом малыш идет в детский садик или школу, и его особенные способности тают на глазах. Мама и папа удивлены: их ребенок столько знал, все книги наизусть помнил, а пошел в учебное заведение и совсем не блистает в учебе… Все дело в том, что механическую память у ребенка должна сменить логическая. Она обычно формируется под воздействием речи и мышления в старшем дошкольном возрасте. А вот сама необычная механическая память нередко может быть следствием асфиксии при родовом процессе и внутриутробной гипоксии. Другими словами избирательная память ребенка нарушается, а сами причинно – следственные связи в последствии формируются с трудом. И мозг чада просто не в состоянии обработать новую информацию и адекватно ею воспользоваться. Такой же механизм складывается и со счетом. Нередко ребенок еще до пяти лет начинает вычитать и складывать, умножать и делить, однако он не может решить самую элементарную текстовую задачку, с которой должен легко и просто справиться в этом возрасте. Особенно трудными для таких деток есть задачки на пространственное соотношение. Например, лисица больше зайчика, а волчик - больше лисы. Так кто же из них самый-самый большой? Такая задачка либо просто не решается, либо потом решается каким – то косвенным путем. Ребенок может сделать вывод, что самый большой… медведь.
Родители вундеркинда обязаны сбалансировать работу его мозга. Другими словами выстроить у него навыки, которые должны быть у малыша в соответствующем возрасте (речевые, двигательные). Это поддержит одаренность крошки. Когда все эти структуры мозга будут у ребенка сбалансированы, энергетический дефицит исчезнет, легче станут вырабатываться новые навыки, на базе которых чадо будет лучше усваивать новые умения и знания. Если же этого не происходит, навыки у ребенка формируются замедленно, в итоге способности уходят. Также родителям вундеркиндов необходимо учитывать, что выдающиеся способности в некоторых случаях могут тормозить социализацию малыша, то есть мешать его нормальному развитию и жизни. И наоборот, если мама и папа не будут слишком заострять внимание на самых ярких дарованиях чада в области рисования, математики или музыки, а будут своевременно формировать нужные в том или ином возрасте функции и навыки, это поможет развитию его одаренности и талантливости! Автор: Алиса Крон
Ваш комментарий