Все мы знаем, что с тех пор, как ребенок начинает ползать, ходить и, тем более, бегать, за ним нужен глаз да глаз. Маленькие дети иногда попадают в такие ситуации, что родители не перестают удивляться «ну неужели он совсем ни о чем не думает?». Думает, но по-своему, по-детски. Чтобы понять, почему же малыши ничего не боятся, вспомним их психофизиологические особенности.
Когда защищать, когда нет?
Конечно же, ты каждую минуту волнуешься о своем чаде. Родительское желание оградить и защитить ребенка от всего мира иногда переходит все границы и приводит к искаженным результатам воспитания. Недостаток самостоятельности в принятии решений провоцирует ситуацию, в которой вырастают безвольные, трусливые, несамостоятельные дети. Но в то же время сотни примеров устрашают нас тем, как родители лишь на секунду потеряли бдительность и поплатились за это на всю жизнь. Так как же понять, насколько нужно оберегать малыша? Ответ на этот вопрос кроется в особенностях развития ребенка в определенном возрасте и прививания ему основных навыков безопасного поведения.
Вот некоторые особенности детского восприятия:
- Во время игры с машинками, мотоциклами и паровозиками, малыш управляет ими как угодно. По его желанию они двигаются и останавливаются. Не имея понятия о реальной картине, ребенок переносит игровую ситуацию на реальную жизнь. Выходя на улицу, малыш твердо уверен, что машины здесь останавливаются точно так же мгновенно, как и в его игре, а потому попросту не обращает на них внимания.
- Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста еще не может прогнозировать последствия своих действий. Также он не обращает внимание на происходящее вокруг. Весь мир маленького человечка крутится вокруг него самого. Он еще просто не в состоянии воспринимать ситуацию с точки зрения окружающих его людей, поэтому попросту не задумывается о возможной опасности.
- В связи с развитием нервной системы, реакции у детей намного медленные, чем у взрослых. Даже если ребенок сможет правильно оценить ситуацию и принять верное решение, может быть уже поздно. Взрослому человеку на оценку происходящего требуется до 1 секунды, а ребенку – приблизительно 3-4.
- Поле зрения и угол обзора у детей гораздо меньше в сравнении со взрослыми. Зачастую все их внимание сфокусировано на том, что происходит прямо по курсу. Что касается расстояния, то в возрасте пяти лет ребенок воспринимает то, что творится впереди него на расстоянии пяти метров. А в шестилетнем – уже до десяти. Но обращать внимание на то, что творится слева и справа ребенок учится только к 7 годам.
- До восьмилетнего возраста ребенок склонен слышать и воспринимать только то, что ему нравится. Остальные звуки он просто игнорирует, даже если это сигнал надвигающегося автомобиля. Только переступив порог в 8 лет, малыш учится воспринимать все, что происходит вокруг и анализировать положение, интенсивность и удаленность звука.
Учитывая все эти особенности, тебе будет легче оценить ситуацию, в которой малышу нужна твоя реакция, внимание и аналитический ум. Только обучение с самого раннего возраста даст ребенку понятие об опасности. Что касается развития основных чувств, таких как реакция и внимательность, в этом хорошо помогают занятия спортом с раннего возраста. Не стоит бояться перенагрузить ребенка. У него масса энергии, которую нужно куда-то девать. Кроме того, постоянные тренировки не только позволят укрепить мышцы, но и позволят быстрее развить у малыша навыки, необходимые для выживания в опасной городской среде.
Автор: Алиса Крон
Ваш комментарий