До сегодняшних дней было не понятно, что на самом деле видят новорожденные малыши. Это сложно проверить, ведь они не могут рассказать нам о своем восприятии окружающего мира. Какие звуки слышат новорожденные, как они общаются между собой?
Исследователи из Университета Вашингтона провели целый ряд экспериментов, используя устройство для отображения мозга, выполненное в виде компьютерных игр 1980-х. Этот прибор способен фиксировать изменения, происходящие в электрических полях головного мозга в момент восприятия человеком какой-либо зрительной информации.
В результате данных исследований ученые обнаружили, что малыши в возрасте 8 месяцев уже способны связывать зрительные образы воедино, чтобы сформировать целый объект для восприятия. Однако детки в более раннем возрасте, например, в 6 месяцев еще имеют нечеткую картину восприятия.
Ученый Линн Вернер, профессор речи и слуха из Университета Вашингтона установил, что новорожденные слышат одновременно все частоты, причем так, что они могут откликаться на неожиданные звуки, имитируя их.
Сначала малыши до 1 года издают звуки, похожие на визг и писк, которые исходят отовсюду, но в иных частотах звука, которые взрослый человек уже не воспринимает. В общем потоке звуковой информации преобладают в основном эти звуки, и потому младенец подражает именно им. По мере взросления, диапазон восприятия звуков сужается и тогда малыш начинает уже имитировать звуки взрослых, таким образом развивая собственную речь.
У новорожденных другой подход к восприятию звуков. Вначале у них нет сосредоточенности на звуках взрослых, и потому они не обращают особого внимания на какие-либо отдельные объекты – источники звука. Линн Вернер подчеркивает: “Младенцы всегда слушают весь диапазон частот или даже одновременно все частоты».
Ученый замечает: “Если вы разговариваете с новорожденным или читаете ему сказку, посторонние звуки в виде включенного радио или телевизора, дребезжания дрели соседа, пения птиц или звуков машин с улицы могут стать проблемой для восприятия того, что вы ему читаете. И потому ваша задача – отключить все возможные источники звуков и оградить малыша от других посторонних шумов хорошей звукоизоляцией".
Уже давно подмечено, что грудные детки любых национальностей, вне зависимости от того, на каком языке разговаривают их родители, могут понимать других малышей того же возраста. К примеру, они способны расшифровывать и определять такие звуки, которые значат: давай поиграем, дай мне, давай знакомиться, уйди от меня и т.д.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развитие зрения у новорожденных
Исследователи предполагают, что первые звуки, которые произносят детки более старшего возраста, типа "па" и "ма", может быть, являются остатками того языка, на котором говорили самые первые люди на земле. Как сообщают ученые, малыши в основном повторяют четыре звуковые комбинации. По мнению лингвистов, они наиболее распространены в современном языке по сравнению с другими.
Автор: Ирина Любимова
Ваш комментарий