Что видят и слышат младенцы?

10 июня 2013 г. 16:31

До сегодняшних дней бы­ло не понятно, что на самом деле ви­дят новорожденные малыши. Это сложно про­ве­рить, ведь они не мо­гут рас­ска­зать нам о своем восприятии окружающего мира. Какие звуки слышат новорожденные, как они общаются между собой?

Что и как видят младенцы?

Исследователи из Университета Вашингтона провели целый ряд экспериментов, ис­поль­зуя устройство для отображения мозга, выполненное в виде компьютерных игр 1980-х. Этот прибор способен фиксировать изменения, происходящие в электрических полях головного мозга в момент восприятия человеком ка­кой-ли­бо зри­тель­ной ин­фор­ма­ции.

В результате данных ис­сле­до­ва­ни­й уче­ные обнаружили, что малыши в возрасте 8 месяцев уже способны свя­зы­вать зри­тель­ные образы во­еди­но, чтобы сформировать це­лый объ­ект для вос­при­я­тия. Однако детки в более раннем воз­рас­те, например, в 6 месяцев еще име­ют нечеткую кар­ти­ну вос­при­я­тия.

Что слы­шат новорожденные?

Ученый Линн Вернер, профессор речи и слуха из Университета Вашингтона установил, что новорожденные слы­шат одновременно все час­то­ты, при­чем так, что они мо­гут откликаться на неожиданные звуки, имитируя их.

Сна­ча­ла малыши до 1 го­да из­да­ют зву­ки, по­хо­жие на визг и писк, ко­то­рые ис­хо­дят ото­всю­ду, но в иных частотах зву­ка, которые взрос­лый че­ло­ве­к уже не воспринимает. В об­щем по­то­ке зву­ко­вой ин­фор­ма­ции пре­об­ла­да­ют в основном эти зву­ки, и потому младенец под­ра­жа­ет имен­но им. По мере взрос­ле­ния, диапазон восприятия зву­ко­в сужается и тог­да малыш на­чи­на­ет уже имитировать зву­ки взрос­лых, таким образом раз­ви­вая собственную речь.

Малыши слышат все частоты одновременно

У новорожденных другой под­ход к вос­при­я­тию звуков. Вна­ча­ле у них нет сос­ре­до­то­чен­нос­ти на звуках взрослых, и пото­му они не обращают особого внимания на ка­кие-либо от­дель­ные объ­ек­ты – источники зву­ка. Линн Вер­нер подчеркивает: “Младенцы всегда слушают весь диапазон час­тот или даже одновременно все час­то­ты».

Ученый замечает: “Если вы разговариваете с новорожденным или читаете ему сказку, по­сто­рон­ние звуки в виде включенного радио или телевизора, дре­без­жа­ния дре­ли соседа, пения птиц или зву­ков машин с ули­цы могут стать про­бле­мой для вос­при­я­тия того, что вы ему чи­та­е­те. И потому ваша задача – отключить все воз­мож­ные ис­точ­ни­ки зву­ков и огра­дить малыша от дру­гих по­сто­рон­них шу­мов хо­ро­шей зву­ко­изо­ля­ци­ей".

Как мла­ден­цы об­ща­ют­ся между собой?

Уже дав­но под­ме­че­но, что груд­ные де­тки лю­бых национальностей, вне зависимости от то­го, на ка­ком язы­ке раз­го­ва­ри­ва­ют их ро­ди­те­ли, могут понимать дру­гих малышей то­го же воз­рас­та. К примеру, они спо­соб­ны рас­шиф­ро­вы­вать и опре­де­лять та­кие зву­ки, ко­то­рые значат: да­вай по­игра­ем, дай мне, да­вай зна­ко­мить­ся, уйди от ме­ня и т.д.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развитие зрения у новорожденных

Исследователи пред­по­ла­га­ют, что пер­вые зву­ки, которые произносят де­тки бо­лее стар­ше­го воз­рас­та, ти­па "па" и "ма", может быть, яв­ля­ют­ся остат­ка­ми то­го язы­ка, на ко­то­ром го­во­ри­ли са­мые пер­вые лю­ди на зем­ле. Как со­об­ща­ют ученые, ма­лы­ши в основном пов­то­ря­ют че­ты­ре зву­ко­вые ком­би­на­ции. По мне­нию лингвистов, они наибо­лее рас­прост­ра­не­ны в со­вре­мен­ном язы­ке по сравнению с другими.

Автор: Ирина Любимова