По тому «когда, что и как» малыш начал говорить, легко можно судить и о его интеллектуальном и психическом развитии. С формированием языковых навыков, ребенок уже может не только выражать свои мысли и чувства, но и более осознанно налаживать контакт с окружающим миром. Развитие речи и ее становление начинается, как только малыш родился на свет. А к полутора годам по этому показателю уже можно определить насколько гармонично идет развитие ребенка.
Перед тем как выговорить первое слово, малыш должен пройти «гуление» и «лепет», что соответствует 6 месяцам от рождения. Эти этапы обязательны и если родители заметили отсутствие их – есть повод насторожиться и обратиться к специалисту. В годовалом возрасте ребенок должен владеть словарным запасом минимум из 10 слов. Они могут быть и нестандартными и сокращенными вариантами – чистота того, что будет сказано, здесь не столь важна. Главное – желание общаться с окружающими и возможность это делать. Если есть отклонения, не стоит затягивать с визитом за консультацией к логопеду, это очень поможет избежать проблем в будущем.
Для молчания и нежелания осваивать речевые навыки у ребенка может быть несколько причин. И в первую очередь стоит обратить внимание, если малыш не отзывается на свое имя и не пытается что-то объяснить словами. В данной ситуации, зачастую, имеет место поражение слухового аппарата (возможно врожденного, а возможно и вследствие перенесенных инфекционных болезней). Лучшее, что можно сделать – как можно быстрее показать ребенка лору.
Еще одним фактором нарушения речевой активности может быть особенность созревания психоневрологической системы, задержка в развитии, воспитание в неблагополучной семье без надлежащего педагогического подхода к малышу. Однако здесь все поправимо при правильном подходе к проблеме.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как научить малыша выражать свои мысли
Бывает и так, что чаду незачем осваивать навыки говорить в принципе. Если все его желания и потребности выполняются еще до того, как ему захочется о чем-то «проинформировать» своих родителей, мотивация учиться сказать об этом самому сводится на нет. Здесь важно понять, что малыш личность, и он вправе высказать свои требования и пожелания в словесной форме.
Стоит помнить, что развитие речи у детей зависит от их эмоционального и физического состояния. Если в семье частые скандалы, применение силовых методов воспитания, напряженные отношения между родителями, а так же если малыш перенес тяжелое заболевание или родился недоношенным – задержка речевой активности вполне возможна и наблюдение у квалифицированного логопеда и психолога не будет лишним. За редким исключением молчаливость ребенка может быть признаком аутизма или серьезных психических расстройств, однако здесь все решит только врач.
Автор: Алиса Крон
Ваш комментарий