В последнее десятилетие дети не торопятся радовать родительниц своей веселой болтовней. Современные карапузы все позже и все с меньшей охотой начинают говорить. Как же поскорее услышать заветное первое «мама» и помочь малышу овладеть этим непростым навыком — речью?
Говорите с ребенком. Говорите всегда, начиная с той самой минуты, когда вы впервые увидели его. Говорите обо всем: описывайте все предметы, что вас окружают, пытайтесь объяснить явления, насколько хватит ваших слов. Не хватает своих — возьмите толковый словарь. Не стесняйтесь разговаривать с ребенком на улице: что для вас мнение окружающих по сравнению со счастьем вашего малыша? Разговаривая с взрослыми, подключайте к этому и ребенка, дайте ему возможность понять, что и от него, как от любого другого человека, ждут речи.
Не относитесь к говорению слишком серьезно: каждый день вашего малыша — это не урок родного языка, здесь не надо ничего зубрить наизусть и повторять по памяти.
Играйте. Как вы думаете, какие описания окружающего мира будут ребенку наиболее интересны? Скорее всего, описания его игрушек, его комнаты, его личных вещей. Описали разок, другой — можно и поиграть. Спрячьте любимого мишку и немного покомандуйте: «Поищи-ка под кроватью. Есть? Нет. Посмотри-ка за шкафом. Есть? Нет. Поищи на стуле. Есть? Вот он!» Повторите это игру десяток раз. На одиннадцатый ваш малыш удивит вас своим звукоподражанием: «Есь? Неть». После следующей порции повторений у малыша в лексиконе появятся и «под кроватью» и«за шкафом» — надо только чтобы взрослый говорил малышу, а ребенок слушал.
Если вы не хотите или не можете придумать игры сами, вам помогут многочисленные развивающие пособия. Очень удобным для родителей, интересным для детей и толковым в плане развития речи являются пособия «Школа семи гномов». Эта серия включает в себя книги для разных возрастов. Красочные картинки этих относительно недорогих пособий однозначно привлекают детское внимание. Родителям же не придется ломать голову над созданием учебной ситуации, так как родительские монологи в этих книгах уже прописаны.
Для детей лучше всего подходят книги с красивыми, яркими картинками. Такие, в которых каждое слово из текста можно подтвердить изображением на бумаге. Пусть в личной детской библиотеке будет не очень много книг, но каждая из них должна быть драгоценным самоцветом. Не забудьте поставить на детскую книжную полку произведения Бориса Заходера, Андрея Усачева, Виктора Драгунского, Валентина Катаева, Леонида Пантелеева, Валентины Осеевой, Льва Толстого. И не забудьте, что если есть детская библиотечка, то и читать надо хотя бы одну книгу в день. Каждый день. Пусть для ребенка чтение станет привычкой. Не обязаловкой, а важным, с нетерпением ожидаемым делом.
Выключите телевизор. Американские ученые, занимающиеся изучением поведения и развития детей, провели массу исследований, касающихся влияния телевизора на развитие ребенка. Их выводы сводятся к тому, что есть отличные развивающие видео, но хороши они в очень ограниченном количестве. Кроме того, как бы ни была хороша развивающая передача, для того чтобы научиться общаться, нужно именно общаться, а не быть пассивным слушателем. Недавние исследования также выявили негативное влияние телевизора, работающего фоном. Шум телевизора на заднем плане не дает детям сконцентрироваться на своем занятии, а значит, мешает развитию.
Дайте возможность крохе играть со старшими детьми. Маленькие дети учатся у других детей, своих ровесников или ребят постарше, намного лучше, чем у взрослых. А значит, если к вашему годовалому крохе на площадке подойдет трехлетняя девочка, не спешите видеть в ней опасность и отгонять великаншу. Вполне возможно, что именно после общения с ней ваш карапуз наконец назовет лопатку лопаткой или скажет свое первое веское: «Дай».
Развивайте моторику, и не только мелкую. Ученые доказали, что, чем четче работают детские пальчики, тем легче малышу произносить правильные звуки. Но ребенка ни в коем случае нельзя засадить только за пересыпание гороха и катание пластилиновых колбасок. Ведь так же неразрывно с речью связаны и крупномоторные движения. То есть, если ребенок неуверенно ходит или никак не может научиться координировать движения, так же тяжело ему будет даваться и речь! Так что и спорта, простых прогулок и непринужденной беготни в детской жизни должно быть в достатке.
Речь нужна для общения. А значит, малыш приложит больше усилий для овладения речью, если почувствует, что ему тоже можно и нужно общаться. Задавайте ему вопросы даже тогда, когда вам совершенное ясно, что он еще не может ответить. Задайте и подождите хоть какой-нибудь реакции. Если она последовала — хоть какое-нибудь гудение — похвалите. Если нет — предложите варианты ответа на свой вопрос. Ребенку необходимо понять, что он тоже может быть участником диалога. Если вы в его присутствии разговариваете только с подругами или с мобильным телефоном, малыш может еще долго не догадаться, что он тоже может и должен чего-то произносить. Повернитесь к маленькому человеку лицом, протяните руку помощи в этом нелегком деле, освоении разговорной речи.
Читайте также:
Ваш комментарий