Сколько отныне будут длиться школьные каникулы, и сколько их будет в году, а также что по этому поводу думают педагоги, психологи и родители – обо всем без прикрас.
Едва только начинается учебный год, как школьники уже задаются вопросом: «Когда каникулы в школе?» Почему же у большинства учеба сразу вызывает апатию, усталость и невосприятие? Как отмечают специалисты, одна из причин сложившейся ситуации заключается в неравномерном распределении нагрузки, то есть дети перегружены учебой, а каникул мало. Так ли это? Поговорим о графике каникул в 2017 – 2018 году и нововведениях в нем.
До 2017 года на всей территории Украины работал единый график каникул, и распределение было следующие:
Такой график учебного процесса показался устаревшим и требовал изменений.
В связи с загруженностью учебного процесса и усталостью школьников специалистами Министерства образования был разработан новый график обучения в школах. Пока что нововведение имеет рекомендательный характер, то есть выносится на рассмотрение управления образования на местах или по отдельной школе. Что же собой представляет новый график? Новизна в организации учебного процесса в школе заключается в том, что вводятся триместры, которые делят равномерно учебный год на периоды учебы и каникул.
Длительность триместра – до 6 недель, а каникул – неделя, исключение составляют зимние каникулы (2 недели) и летние каникулы (3 месяца).
Новый график каникул:
В общей сложности школьники будут отдыхать 18 недель из 52. Не многовато? Если проанализировать опыт западных стран, ни в одной европейской стране нет таких больших каникул – Украина, России, Италия, Турция – исключение. Получается, что в других странах дети имеют меньше каникул и не устают. Стоит задуматься, не правда ли? Ниже приведен рисунок стран с указание количества недель, выделенных под каникулы.
Не надо забывать и о вынужденных каникулах, которые могут возникнуть в связи с карантинами, погодными условиями, форс-мажорными ситуациями. Как показывает опыт предыдущих лет, зима подкрадывается незаметно и изменяет планы учебы в корне.
Почему возникло вообще желание менять график? Потому что дети в школе очень устают и на это влияет множество факторов: большое количество заданий, перенасыщенная программа, много детей в классе, мало физической активности и многое, многое другое. Самый простой способ, который видят педагоги, психологи, педиатры – это больше отдыхать. Так ли это?
Некоторые педиатры пишут, что триместры – это отличная идея, так как отдых от школы поможет сохранить здоровье ребенку. Но никто не пишет, какой отдых и как его организовать, если, например, оба родителя работают полный рабочий день. Где в это время должен находиться ребенок? Дома с планшетом, компом, телефоном? Вообще, период каникул для родителей – дополнительная головная боль, когда надо подумать об отгулах, оформлении отпуска и др. Нет, никто не снимает с родителей ответственность за воспитание и организацию отдыха их детей, но надо и честь знать. В европейских странах, например, так организован отдых (каникулы), что школьники (особенно малыши) могут прийти в учебное заведение и проводить время в группах по интересам, а не просиживать время дома над гаджетами.
Психологи уверенны, что новый график даст возможность ребенку полноценно отдыхать и убережет его от стресса и переутомления. От чего ребенок должен отдыхать? От познания мира? Проблема не в каникулах, а в самой системе образования. Малой толикой в виде увеличения каникул проблему не решить. Необходимо в корне менять всю систему преподавания на уроках и во внеурочное время.
Мнения учителей разделились. В связи с увеличением времени каникул никто не сказал об изменении программы, которая осталась прежней. То есть, за меньшее время дети должны пройти тот же материал. И что стресса и усталости у них не будет? По старому графику они работали в школе, дома выполняли домашнее задание как дополнение к пройдённому уроку, теперь же больше будет даваться материала на самостоятельное изучение. Учителя говорят, что школа должна научить ребенка учиться, а не давать полный набор знаний. Напомним, что дети только учатся самостоятельности, дисциплине, организации своего времени. Родителям, бабушкам, дедушкам, няням придётся контролировать выполнение заданий вдвойне. Некоторые педагоги говорят, что самостоятельное обучение даст хорошие плоды, а некоторые склоняются к тому, что успеваемость значительно снизится.
Мнение родителей исходит из состояния ребенка, но практически все отмечают загруженность уроками и домашним заданием, отсюда усталость детей, апатия, ненависть к школе.
Подытожим, проблема не в количестве каникул, а в системе образования и в программе обучения. Увеличение времени для отдыха без создания соответствующих условий, и количества материала на самостоятельное изучение – это лишь поверхностное и условное решение проблемы. Родители надеяться, что реформа образования на этом себя не исчерпала, а все-таки будут кардинальные изменения советской системы образования.
Ваш комментарий