Благими намерениями: 5 вредных советов по поводу «помощи» школьнику с уроками

13 февраля 2020 г. 17:12

Не все советы в этой статье – вредные (зловредные выделены курсивом). И не все слова в этой статье – забавные. Просто mama.ua еще раз взгялнула на актуальную для нас проблему домашних заданий.

Почему не нужно делать уроки с ребенком

Последние годы отечественную среднюю школу не слабо так потряхивает. Одни реформы сменяют другие, и постепенно побеждает концепция гуманного обращения с детьми и развития личных скиллов каждого ребенка. Что при этом будет с качеством непосредственно образования, а не воспитания и развития, т. е. именно с багажом известных ребенку фактов и их систематизацией – пока не знает никто. Так как мы ступили на путь реформ еще недавно, и НУШ (Нова Українська Школа) – проект хоть и амбициозный, но молодой.

В свете всех этих новшеств нам, родителям, груженым своими школьными атавизмами, когда «звонок – для учителя», трудно понять, в каких условиях учатся наши дети. А раз трудно понять, значит, что должна делает уважающая себя «яжмать»? Правильно – волноваться! И своим волнением заражать ребенка. И контролировать! Поэтому ниже мы приведем парочку вредных советов для тех самых, хрестоматийных, «яжматерей» школьников, чтобы ты прочла и улыбнулась – ведь это все не о тебе.

Итак, что делать,чтобы превратить жизнь современного школьника в ад:

1. Делать с ребенком уроки – все и всегда. А чтоб наверняка – так делать самой – за ребенка

Ты – мать, твоя миссия – неусыпно и пристально контролировать, чтобы ребенок ничего не забыл к завтрашнему уроку. А лучше, так как он наверняка все напутает, сделать самой!

На самом деле:

В первом классе, куда дети приходят в возрасте 6 – 7 лет, задача школы – не столько научить, сколько превратить вчерашних малышей в школьников, перевести на следующую ступень взросления. То есть, пока это такая себе демо-версия школы – без оценок, без домашних заданий (формально, на деле – все равно что-то делать нужно). Ее миссия – привить ребенку понимание нового режима жизни, в котором есть место и дисциплине, и обязательствам, и самоконтролю, и ответственности. Если этот этап прожит здорово и без психологических травм, уже со второго класса ребенок в состоянии не только сам держать в голове все, что ему нужно подготовить к завтрашним урокам, но и (о, ужас!) сам ходить в школу и возвращаться из нее, если школа находится недалеко от дома. Другое дело, что эту его способность редко кто из родителей сегодня рискнет использовать – из-за криминогенной обстановки в стране. Но, коль отводить в школу чадо ты продолжишь, то уж, по крайней мере, собирать рюкзак – позволь ему самостоятельно!

И делать уроки – тоже самому!

Ибо иначе как развить в нем ту самую самостоятельность? Мы – современные разумные женщины, поэтому, призывая своих детей к самостоятельности, не выкрикиваем с чисто-одесским драматизмом «мама – не вечная!». Но терпение и силы мамины – точно не вечные. И помимо наших детей у нас есть еще – мы сами, и уделять время себе – наше не только святое право, но и потребность. Ибо чрезмерное растворение в детях вредит не только их матери, но и этим самым детям.

Почему не нужно делать уроки вместе с ребенком
Выполняя с ребенком все домашние задания, ты насилуешь мозг и волю как его, так и свою

Если боишься, что новый игровой формат школы в 1-м классе не позволит ребенку научиться читать-писать и считать – занимайся с ним иногда, еще с садичного возраста. Но занятия это должны быть в обоюдное удовольствие – просто, чтобы малыш овладел азами грамоты, и ты не боялась отпускать его в «большую науку». А школьника, хотя бы со второго класса – отпусти. Потому что школа – это его работа. Твоя работа – по твоей специальности, а дома – ты мама, а не цербер-граммар-наци или математический садист.

Нет, если ребенок что-то пропустил на уроке и затрудняется в каком-то моменте при выполнении домашнего задания – он всегда должен знать, что можно подойти к маме, и мама ему поможет и разъяснит (но не сделает за него!) Но ключевой момент для мамы: помогать только тогда, когда ее об этом попросят!

Итак, резюмируем.

  1. Ежедневно корпеть над домашними заданиями с ребенком – не нужно, этим ты вредишь его развитию как самостоятельной личности. И учебе его тоже вредишь (не говоря уж о себе, на которую у тебя вечно не остается времени).
  2. С дошкольниками и младшими школьниками целесообразно заниматься параллельно – обучая их письменным буквам и устному счету. Это ваше время на двоих, это ваше удовольствие – это никакого отношения к школе не имеет.
  3. Малыш всегда может рассчитывать на твою помощь и поддержку – когда она нужна.

2. Нанимать ребенку с младших классов репетиторов по всем предметам

Ибо «учителя сами ничего не знают, ребенка ничему не научат, все пропало!»

На самом деле:

Абсолютно понятны наши опасения того, что качество образования может оказаться низким (ибо НУШ тоже только учится), и это фатально скажется на ребенке при выборе профессии после окончания школы. 

Но все дело в том, что сейчас, отведя малыша в 1 класс, мы этого знать не можем. И даже, если оправдаются наши худшие опасения, у нас еще будет тысяча возможностей все догнать и обеспечить ребенка нужными знаниями – до ДПА и ЗНО, которые его ждут в выпускных классах.

Но мы боимся уже сейчас. А вдруг не сможем, а вдруг не выдюжит? Да и программа тех же ЗНО ежегодно меняется!

Чтобы немного снизить градус тревожности, стоит подумать вот о чем: в современном мире информация перестала быть труднодоступной. На освоение любого вопроса нам нужно не так-то и много времени – ибо все библиотеки мира находятся в нашем телефоне в круглосуточном доступе. И степень успешности во взрослой жизни уже определяется не столько знаниями человека, сколько его умениями эти знания добывать, усваивать и использовать (решать задачи).

Ребенок должен учить уроки сам
Необходимую ему информацию в кратчайшие сроки сегодня может добыть даже ребенок

По субъективному мнению автора этих строк, а также мнению ее (автора) отца, который отдал высшей школе и репетиторству много десятков лет, ключевой навык современной школы, таков: школа должна научить ребенка учиться. То есть, не столь важно, разберется с валентностями щелочноземельных металлов ваш сын или дочь в 8 классе или за неделю до ЗНО по химии. Важно то, чтобы у него получилось разобраться с этим вопросом тогда, когда ему это будет нужно (за неделю до ЗНО по химии). Разобраться самостоятельно, используя безграничный доступ ко всем учебникам – суметь вычленить из этого потока информации нужную ему и усвоить ее.

Навык самообразования – вот главный скилл современного человека, который позволит ему успешно существовать в любой профессии в информационную эру. Ибо учиться ему придется всегда и постоянно. А для прокачки этого навыка ребенок должен:

  1. делать уроки сам (обращаясь ко взрослым с просьбой разъяснить тот или иной момент при необходимости);
  2. заниматься самообразованием, особенно в случае, если немножко отстал по программе. Если не получается «догнать» самому – обращаться к родителям и догонять сообща. К репетиторам же имеет смысл обращаться не раньше 7 – 8 класса и только по тем предметам, которые явно предполагаются ребенку профильными, или с которыми совсем беда.

Навык самообразования – вот главный скилл современного человека.

3. Не сюсюкать с ребенком, он уже не маленький! Не понимает – ори!

Значение материнского (и отцовского) орга в образовательном процессе огромно!

На самом деле:

Да, безусловно, децибелы вашего с чадом разговора влияют на него. Но строго противоположно тому, как тебе хотелось бы. Если ребенок тебя не понимает, повышая голос, ты делаешь гарантированно на 100% все, чтоб он тебя точно не понял. Потому что вопль самого родного человека вышибает почву из-под ног ребенка. И он закономерно впадает в ступор, а значит, все мыслительные процессы в юной голове в это время замораживаются. Помнишь, когда он был маленький, мы учили тебя принципам поведения с ним – вот статья о том, как нельзя обращаться с ребенком. По мере взросления чада глобально ничего не поменялось. Ты должна всегда относиться к нему бережно, не унижая, не запугивая и не переходя на визг. Если, конечно, хочешь вырастить гармоничную личность, а не неврастеника.

Нальзя кричать на ребенка, когда что-то ему объясняешь
Зверское выражение лица – последний прием из арсенала «разъясняющего» родителя

4. Вообще не интересоваться школьными делами ребенка

Это дело учителей, им за это зарплату платят.

На самом деле:

Может, зарплата (хотя, это громко сказано) за обучение твоего ребенка действительно достается его учителям. И формально его обучение – это их дело. Дело-то может и их, но ведь ребенок – твой. И ты хочешь, чтобы он рос смышленым и эрудированным. А потому, все же, интересоваться его школьными делами нужно. И вот зачем:

  1. для раннего выявления и предотвращения булинга в школе;
  2. чтобы ребенок – малыш ли, подросток ли – не чувствовал себя заброшенным и несчастным и не попал бы в дурную компанию на этой почве;
  3. чтобы действительно не допустить критического отставания и серьезных проблем с успеваемостью, которые потом придется мучительно наверстывать с репетиторами, занимаясь днем и ночью.

Просто во всем хороша мера. Спрашивай у сына или дочери, как прошел день. Чтобы сразу не охлаждать его пыл, не задавай первый же вопрос об учебе – сначала спрашивай об общем настроении и забавных событиях. Например: «Что сегодня в школе тебе понравилось больше всего?», «С кем ты общался на перемене?», «Что было в школьной столовой на завтрак?» Такими безобидными вопросами ты разговоришь ребенка, расположишь его к задушевной беседе. А уже в ходе оной спросишь: все ли у него в порядке с уроками, не нужна ли ему твоя помощь, не было ли в объяснениях учителей чего-то, что ребенок так и не понял.

И, разумеется, никогда не отмахивайся от чада, когда он просит помощи в школьных делах. Отложи срочный отчет или статью, забей на недомытую посуду – они подождут, а доверие ребенка – нет. Достаточно один раз отказать в помощи, и в следующий раз он ее у тебя может не попросить, помни об этом. 

Если ребенок просит помощи с уроками
Помогай ребенку – при условии, что он тебя об этом попросил

5. Материально мотивировать ребенка делать домашние задания и вообще учиться

Хочешь гордиться тем, что ты мать умного ребенка? Плати!

На самом деле:

Даже до карапуза садичного возраста можно донести мысль, что старание в учебе – залог счастливой жизни в будущем. Конечно, используй для этого другую формулировку и слова попроще. Но объясни эту истину сыну или дочери – и чем раньше, тем лучше. Его мотивацией должно стать стремление к счастливой взрослой жизни, в которой придется зарабатывать на хлеб либо хорошо на интересной работе, либо копейки и тяжким трудом. 

Потому что, если вы перейдете на финансовую стимуляцию (установив определенную таксу за хорошие оценки), это поставит чадо перед искушением мухлевать. А ты уверена, что неокрепшая морально личность устоит перед таким искушением? И чтобы в один прекрасный день не обнаружить у ребенка 2 дневника – легальный и теневой (подобно тому, как ведет расчеты бухгалтерия на твоей фирме), не провоцируй его подкупом. Потому что деньги не заменят доверия, не заменят родительского участия, да и какую-то сумму (посильную для семейного бюджета и адекватную для нужд ребенка) ты итак выделяешь ему на карманные расходы. Эти деньги он должен получать безусловно – а не за что-то. Равно как материнскую заботу и любовь ребенок получает по факту своего существования – а не только, когда «выслужится». В общем, не смешивай ваши финансовые и учебные дела, не подменяй понятий и не сбивай ребенку цели. Деньги выдавай на целевые траты и регулярно – на карманные расходы. И вне зависимости от того, как он учится.

О детях и их деньгах на карманные расходы читай тут.

Мы перечислили лишь пять ошибок, избегая которых можно помочь школьнику справиться с уроками и прожить годы своего отрочества гармонично, хотя бы в вопросах учебы. Ведь правда, ты этих ошибок не допустишь никогда?