На тему Второй мировой войны сломано уже немало копий, и то ли еще будет. Для одних это – семейная память, для других – пища для политических спекуляций, для третьих – набившая оскомину полуправда. Что же из этого нужно нашим детям и зачем?
Сегодня очень остра полемика среди родителей насчет того, стоит ли вообще рассказывать детям о Второй мировой войне, уж не говоря о том – что именно рассказывать. С одной стороны – дело было давно, и сегодня живых свидетелей той войны в мире остались единицы. К тому же, увы, актуальность приобрели новые военные конфликты, касающиеся непосредственно нас сегодня. Тема Второй мировой войны для многих политических сил в мире служит почвой для спекуляций. Да и вообще: что мы знаем из правды о той войне? Когда сегодня открываются архивы, выясняется, что все было немножко не так, как рассказывали нашим родителям политически-ангажированные авторы учебников истории, а те, в свою очередь, передали нам. И наконец, размышления о глобальном кровопролитии в масштабах мира – это просто стресс для неокрепшей детской психики, и эффект от рассказов об ужасах Второй мировой может быть противоположным тому, какого мы бы хотели – дети будут терзаться страхами, становиться агрессивными, а иные – и просто смаковать жуткие подробности и дальше калечиться морально.
И все же, автор этих строк считает, что родителям-миллениалам обязательно стоит рассказывать своим детям о Второй мировой. Хотя бы для того, чтобы передать выводы, сделанные человечеством в той войне.
И вот каких 6 причин первыми приходят в голову:
- Практически в каждой семье есть предок, который принимал участие в этой войне. Мы сами воспитаны на героизме своих дедушек-защитников. И хоть сегодня понимаем, что многие их них стали героями поневоле, и со стороны отечественного командования тоже было предостаточно вранья – все же, стоит учитывать, что наши дедушки и бабушки не знали всей геополитической обстановки и искренне защищали от вселенского зла свою семью и свою страну. И хоть гордость за славных предков – это не повод для напыщенности (чему примеры мы сегодня видим, особенно среди людей, которым собственными достижениями гордиться не приходится), но знать героев своего рода – полезно и нужно.
- Дискриминация по национальному, как и по любому другому принципу рождения – недопустима. Ты же хочешь донести это до своего ребенка? Вот и решись рассказать ему, хоть и в общих чертах, об идеологии нацизма. А потом поразмышляйте вместе о том, что пришлось испытать (потому что слово «пережить» тут не подходит – мало кто из них пережил) жертвам этой идеологии.
- История Второй мировой и отдельных ее героев – это еще и урок благородства и мужества. Если в предыдущем пункте вы поговорили с ребенком о подонках – теперь поговорите и о праведниках. Посмотрите вместе с ребенком «Список Шиндлера», расскажи о Януше Корчаке, а то и о своих предках и их знакомых, укрывающей евреев – у многих из нас есть такие истории в семейном архиве. Расскажи ребенку об израильском музее Яд ва- Шем, где со всего мира собраны истории и фотографии жертв Холокоста, а также поименный перечень всех, кто был удостоен звания Праведник мира – за укрывание евреев во время Второй мировой войны. В честь каждого из них высажено дерево на аллее Праведников – и по субъективному мнению автора этих строк побывать на этой аллее гораздо полезнее для ребенка, чем посетить мемориалы Треблинки или Освенцима.
Аллея Праведников мира, мемориал памяти жертв Холокоста Яд ва-Шем, Иерусалим
- Ребенку попадутся разные педагоги и лидеры мнений – и в школе, и в разных кружках и дополнительных секциях, которые он посещает, да и в неформальной среде. Ты не можешь предусмотреть их политических взглядов, да тебе это и ни к чему. Но важно, чтобы у ребенка уже школьного возраста срабатывало критическое мышление, когда ему предложат поучаствовать в милитаризированной постановке или приобщиться к созданию любого проекта, романтизирующего войну.
Потому что дети, марширующие с муляжным оружием – ужасное зрелище. А еще ужаснее его – взрослые, навязавшие им такую игру. Потому что результатом их преступной педагогической деятельности может быть реальная война, в которой эти же и подобные им дети будут не бодро переставлять ножки в ритм марша, а терпеть неигрушечные муки.
- Ветераны бывают разные, и история Украины во Второй мировой войне это показывает, как никто другой. Кто-то служил в рядах Красной Армии, а кто-то – в УПА, и сегодня, по прошествии многих десятилетий, не так уж важно, с кем и под чьими знаменами они боролись с фашизмом. О том, что партизаны УПА боролись с оккупантами, преследуя мечту о независимой Украине, сегодня имеем достаточно свидетельств. Но известны также спорные взгляды украинских националистов в начале войны. И именно поэтому название дня 8 мая – День памяти и примирения, принятое Генеральной ассамблеей ООН – так подходит Украине. Конечно, младшему школьнику вряд ли стоит рассказывать такие подробности, но подросткам необходимо о них знать и извлечь из этого урок исторической мудрости. О том, что реальность не всегда окрашена только в черное или белое, а имеет множество полутонов. О том, что нет святош, и ошибаться может кто угодно, в том числе и твой славный увенчанный медалями предок. И о том, что самые правильные выводы из этого урока истории – это память и примирение.
Фото рукопожатия капитана 1-го ранга морской пехоты СССР Ивана Залужного и сотника УПА Мирослава Симчича, облетевшее всю Украину
- При нынешнем развитии вооружения Третью мировую войну наша планета вряд ли переживет.
Сейчас, как и всегда, очень-очень важно донести до мозга ребенка (разумеется, выбирая выражения и дозируя факты в соответствии с его возрастом), что война – это ужас и трагедия абсолютно для всех ее участников, а не веселая забава с героями, суперской техникой и медалями.
Автор этого текста изложил тут исключительно свои субъективные взгляды (которые редакция может и не разделять) и приглашает к полемике в комментариях!
Ваш комментарий