Для каждого малыша поход первый раз в первый класс – событие неординарное. Как же проявляется школьная тревожность и чем помочь ребенку?
Нередко опасения у учеников младших классов по поводу школы становятся довольно устойчивыми и интенсивными. В специальной терминологии такие психические проблемы обозначают по-разному. Если у малыша беспричинно повышается температура, наступает рвота или головные боли именно тогда, когда ребенок собирается в школу, и эти симптомы исчезают в каникулы - тогда говорят о «школьном неврозе».
Если малыш испытывает сильнейший страх при посещении школы, специалисты говорят, что у него возникла «школьная фобия». Соматических симптомов может не быть, однако медицинская помощь – обязательна. Также существует термин «школьная тревожность». По сравнению с другими формами нарушений, эта – сравнительно легкая. Но иногда она переходит и в более серьезную.
Во-первых, они зависят от естественной нервно-психической организации ребенка. Важный фактор – особенности воспитания, например, чрезмерными требованиями родителей к школьнику, когда все заставляют выполнять только на «отлично». Страхи перед школой и нежелание ходить в нее у некоторых школьников вызываются системой обучения, например, нетактичными или необоснованными придирками учителя. Среди таких школьников – дети с различной успеваемостью.
Вот особенности тревожных школьников, которые выделил психолог А. Прихожан. Этим детям сложно выделить основное задание и сосредоточиться на нем. Все элементы задания они пытаются держать под контролем одновременно. Этих школьников отличает довольно высокий уровень обучаемости. Однако на отношении учителя к такому ученику это часто никак не отражается. На уроке такие детки часто ведут себя странно. Иногда они дают неправильный ответ, иногда – нелепый, иногда молчат или отвечают наугад, а иногда – отвечают правильно. Иногда говорят громко и взахлеб, иногда – краснея и заикаясь. С тем, как малыш выучил урок, это никак не связано. Если у школьника не получается сразу выполнить задание хорошо, от дальнейших попыток сделать это малыш отказывается. Самооценка в этом случае занижена, ребенок считает, что у него нет никаких способностей. Когда тревожному школьнику указывают на его ошибку, то поведение ребенка становится еще более странным. Он не знает, как нужно себя вести. Обычно такие особенности поведения свойственны именно первоклассникам, отмечает А.Прихожан. Но школьная тревожность встречается и у детей других возрастов. Она может проявляться в боязни контрольных и экзаменов, в страхе получить плохую оценку.
Существуют специальные коррекционные программы для работы с тревожными школьниками. Их разработали психологи. На таких занятиях отрабатывают у школьника конструктивные навыки поведения в сложной ситуации. Его стремления действовать всегда и во всех случаях по правилам психологи пытаются преодолеть. Ребенка также обучают простым способам избавления от излишней тревоги, напряжения и усталости, учат расслабляться. Также тревожных школьников учат доверять своему мнению и оценке объективной действительности. Пробелы в усвоении школьной программы, если они есть, также придется восполнить. Также от психолога родители и учителя получат необходимые рекомендации, как помочь ребенку. Тревожный школьник должен научиться изменять свое отношение к неудаче и успеху, и к оценке их деятельности со стороны взрослых и одноклассников.
Ваш комментарий