Такой педагогический прием, до которого доходят интуитивно и многие родители, использовал еще великий гуманист-философ Жан-Жак Руссо. Этот метод является не только наказанием ребенка за проступки, но и способом корректировки характера, привычек, поведения ребенка. Например, если из-за своей лени ребенок опоздает в кино, на экскурсию, то в другой раз воспоминания об удовольствии, которое было потеряно, заставят его быть намного организованнее и следить за своим временем.
Иногда дать почувствовать ребенку, что он поступает неправильно или нехорошо, можно достаточно просто, например, не сразу начинать ликвидировать все последствия его поступка. Что это значит? Твой расшалившийся ребенок не обращает внимания на твои упреки и ведет себя за столом так, что просто опрокидывает тарелку с пищей на себя. Не спеши хватать малыша, мыть его и переодевать. Пусть он немного побудет в таком вот виде – от мокрой и испачканной одежды дискомфорт запомнится гораздо лучше, чем слова родителей, и заставит в другой раз быть послушнее и аккуратнее.
Или же если твое чадо сломало игрушку, испортило какую-то вещь, не старайся тут же компенсировать ему потерю. Пусть ребенок обойдется какое-то время без любимого мячика или велосипеда – это научит малыша быть бережливее. Ситуации могут возникать разные, но суть одна – малыш должен на себе, путем лишений или неудобств, прочувствовать последствия поступка. Так, рассмотрим еще одну ситуацию: твоя дочка потеряла уже второй зонт и стала приставать к тебе, чтобы ты купила очередной… Предложи ей попользоваться старым зонтиком, совсем некрасивым и немодным, при этом, ты можешь сослаться на отсутствие денег и другие причины. Не забудь также отметить, что с той скоростью, с которой она теряет зонтики, ты не успеваешь и не имеешь возможности покупать их снова и снова. Поверь, это научит дочку ценить вещи… И зонтики перестанут теряться.
Но у метода естественных последствий есть и свои особенности для применения его в целях воспитания. Так, ты должна четко оценивать эти возможные последствия – они должны быть, хоть и неприятными, но безопасными для ребенка и окружающих. Также, они не должны быть отдаленными по времени от самого проступка, иначе у малыша не возникнет причинная связь. Автор: Алиса Крон
Ваш комментарий