Нужно ли заставлять ребенка учиться

17 декабря 2014 г. 12:10

Чем ближе Новый год, тем дальше прячутся учебники. А нужно ли вообще заставлять ребенка учиться, стараться и добиваться успеха? Ведь бывают же счастливые двоечники?..

"Знаешь какое мое главное счастье?.. Спать, гулять и кушать", – поделился с отцом довольный жизнью шестилетний малыш. Как думаешь, имеют наши дети право получать удовольствие просто так или его нужно непременно заслужить и расплатиться за него старанием, хорошей оценкой, тревогой?..

Они плохо учились в школе

Микеланджело, Вольтер, Ньютон, Наполеон, Эйнштейн, Билл Гейтс практически не учились. Их считали умственно отсталыми. 

Аль Пачино, Николь Кидман, Кейт Уинслет, Бейонсе, Рассел Кроу, Гай Ричи, Дженнифер Лоуренс и еще много-много знаменитостей считаются звездами-недоучками.

Правда, бездельниками и лентяями всех этих выдающихся людей не назовешь.

Психологи уже давно пишут труды о счастливчиках-двоечниках и неудачниках-отличниках. 

Так нужно ли заставлять ребенка учиться? Нет. Лучше - прилагать усилия.

Ребенок трудится с рождения

Американский врач Станислав Гроф, создавший теорию базовых пренатальных матриц, уверял, что на определеном этапе рождения, ребенок должен хорошенько потрудиться для своего же блага. В противном случае из него вырастет в последствии несчастливый человек. 

Матрицы Грофа – это этапы беременности и рождения младенца, каждый из которых что-то значит в будущей жизни. "Неправильное" проживание одного из них (или всех сразу) накладывает существенный отпечаток на отношение человека к жизни, на его способность бороться за свое счастье.
Так вот, представь, что ты двигаешься по темному очень тесному туннелю, при этом чувствуешь сильнейшее давление (матка матери давит на ребенка с силой в 60 кг), и ты не можешь ни остановиться, ни вернуться назад. Твои действия? Конечно, только вперед! То же самое происходит с маленьким бойцом, который спешит родиться. Но в отличие от тебя у него нет ни знаний, ни опыта, ни надежды на то, что все закончится хорошо.
У него нет даже ощущения времени. Поэтому мгновение для него вечность. Представляешь, провести вечность в таких условиях?..
Но Гроф дает подсказки маме на каждом этапе родов. На самом деле, женщина может здорово помочь своим крохам, отдыхая и расслабляясь в нужный момент в специальных позах, концентрируясь на потужном дыхании. Доказательством успеха такой взаимовыручки станет стадия потуг и появление ребенка перед мамиными глазами. Именно в эти мгновения малыш получает "боевое крещение", учится бороться за себя и побеждать. А вот если твоего кроху аккуратно вынули из живота, не потревожив (в результате кесаревого сечения). Он не проделал всей этой работы самостоятельно, то в будущем потребует больше внимания и помощи не только от родителей, но и профессионального психотерапевта, который с помощью специальных игр и упражнений сможет организовать вторую серию его рождения по естественному сценарию. После таких сеансов у людей появляется уверенность в собственных силах, твердая почва под ногами и интерес к жизни.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Легкие роды: как себе помочь?

Итак, опыт рождения учит ребенка 

Трудиться ради собственной цели. Это и будет мотивацией №1 в дальнейшей жизни.

За первый год малыш учится всему!

С такой интенсивностью, с какой развивается ребенок в первый год жизни, он уже не будет расти никогда.

Каждое усилие, прилагаемое им ежедневно, ежечасно, можно сравнить с трудом спортсмена на Олимпийских играх или полетом в космос. Трехмесячный младенец совершает невероятные усилия для того, чтобы перевернуться на спину. И он не осознает то, что он совершает невероятное усилие, он просто не может по-другому.

Существует три способа, с помощью которых ребенок приобретает знания: наблюдение, исследование и общение с мамой и папой. Пока эти три условия приводят малыша в движение. И если они не выполняются (например, ребенок большую часть времени лежит один в тихой полутемной комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске), то приобретение знаний для него очень проблематично, а его развитие затруднено. Вот и получается, что отдых для малыша в принципе невозможен. А родители, которые оберегают его от того, чтобы прилагать усилия – попросту не занимаются своим ребенком. Так что если ты показываешь своему малышу, как ухватить погремушку и разбрызгивать воду в ванне – ты занимаешься своим ребенком.

Если ты ползаешь с ним наперегонки и покупаешь на день рождения велосипед, а не костюмчик с бабочкой – ты занимаешься ребенком. Если после прогулки с малышом ты чувствуешь такую же боль в мышцах, как после фитнес-интенсива, ты занимаешься ребенком.

Прилагая усилия, можно жить интереснее и с пользой для себя - мотивация №2!

Как превратить работу в удовольствие? 

Ребенок подрос. Необходимые для жизни навыки освоены. И теперь двигательной активности маловато для познавательной. И если раньше ребенок должен был трудиться, чтобы выжить, сейчас труд – это, скорее, сверхзадача. Тут то и возникает вопрос: имеет ли смысл приучать ребенка прилагать усилия?  

Имеет. Но только тогда, когда его помощь действительно будет полезной либо для него самого, либо для других. Приучение ради каких-то далеких перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он Золушка, которую заставили отбирать "белое от коричневого", лишь бы чем-нибудь занять.

Что малышу с того, если он сегодня выучит на десяток иностранных слов больше? Эти знания не принесут ему сейчас ни пользы, ни удовольствия.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Раннее развитие ребенка: кому и зачем это нужно?

Особенно хорошо действует этот принцип в семьях, которых растет несколько детей. Там привычка помогать, выручать и быть на подхвате вырабатывется с самого раннего возраста с помощью примеров родителей и старших братьев и сестер.

Но даже если у тебя растет единственный ребенок, ты сможешь внушить ему, что он способен на реальные дела. Главное, не нужно имитации работы. Если ты заставляешь ребенка сесть за английский, потому что устала от присутствия малыша и хочешь спокойно посмотреть телевизор, это и есть имитация.

Когда ты убираешь все комнаты, а детскую обходишь стороной "в воспитательных целях", это и есть имитация.

Трудотерапия будет противоестественной и тогда, когда ты не поблагодаришь ребенка за результат его усилий – красиво расставленные тарелки к ужину, например.

Чтобы почувствовать важность своего труда, ребенок должен, во-первых, знать, что его помощь востребована, а во-вторых, слышать благодарность. Мотивация №3 и №4. 

Но как быть, если дело перестало доставлять ребенку удовольствие, а он пока не может увидеть результат своего труда, как заставить себя не бросить начатое?

Он должен понять, что часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие. Особенно хорошо эта истина осознается в спортивных и танцевальных секциях, художественных и музыкальных школах, туристических походах и экспедициях.

 И последняя мотивация...

Тебе нравится то, чем ты занимаешься? Если да, то на 50% твоему ребенку тоже будет по душе его дело.

Пример (не слова, а образ жизни и действия) родителей - лучшая мотивация для ребенка.