Нормы физического здоровья ребенка от года тебе, скорее всего, хорошо известны. Начни изучение своего малыша. Результаты исследований записывай. Но избегай любых, особенно эмоциональных (типа "хорошо-плохо") оценок.
Посмотри на своего ребенка, как врач. Любые свои "находки" фиксируй. И не забывай: ты "не ищешь у него болячки", ты учишься обращать внимание на то, что заинтересует любого доктора во время осмотра.
Начни с кожи. Это очень чувствительный орган - индикатор, который быстро и четко реагирует на любые изменения в организме, а также на воздействие окружающей среды и всякого роды инфекции.
Цвет, температура, состояние. Есть ли на коже высыпания, покраснения, сухие/влажные пятнышки, воспаления. Если есть, то когда появились и что этому предшествовало (что ел, где гулял, чем играл, в чем купался и каким кремом смазывался малыш).
Много информации о состоянии здоровья ребенка "записано" на слизистых оболочках глаз, носа, рта. Поэтому постарайся охарактеризовать их. Имеются ли припухлости или инородные образования? Нет ли воспалений, язвочек? Если есть выделения, то какого цвета и характера.
Состояние иммунитета на 80% зависит от здоровья желудочно-кишечного тракта. Любой врач на приеме прощупывает животик. крохи и задает сакраментальный вопрос: "Как ходит в туалет?"
Обрати внимание на частоту выделений кала (раз в сутки, через равные промежутки или нет) и их характеристики (количество, цвет,запах, сопровождаются ли болевыми ощущениями). Помни, регулярность стула индивидуальна. Это зависит и от того, на каком типе питания находится годовалый малыш (грудное вскармливание или смесь), какой прикорм ты вводишь. Даже темперамент малыша играет роль.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Питание детей старше 1 года. Как и что готовить?
Но главное правило: стул должен быть мягкий, отходить безболезненно и регулярно (раз-два в сутки).
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Гиперактивный ребенок
Ребенок второго года жизни бодрствует 4-5 часов. Он очень подвижен, эмоционален, активно общается и лепечет. Совершенствуется ходьба и моторные навыки. Малыш становится более ловким, скоординированным, начинает подражать взрослым
Обрати внимание, если говорить медицинским языком, на способность ребенка чередовать сокращение мускулатуры с ее расслаблением. Что значит: может ли ребенок, например, из положения стоя сесть на корточки и потом встать (вернуться в исходное положение). Чередование сокращений и расслаблений сопровождает также поднесение игрушки к себе ("мне") и отведении руки ("тебе").
Иногда у малыша могут наблюдаться непроизвольные движения, не имеющие никакой определенной цели: подергивание рук, ног, головы или отдельных частей туловища. Ребенок может покачиваться, как маятник, заламывать пальцы рук или постоянно потирать ладошки. Отметь это. Насколько часто это повторяется, периоды возникновения: в определенные часы или после некоторых событий.
Подсчитай пульс малыша в положении сидя (в спокойном состоянии) и после физической нагрузки (например после 5-минутных игр, прыжков, бега).
Координация ребенка на втором году жизни еще не до конца оформилась. Поэтому не придавай большое значение неловкости его движений. Отметь только, есть ли дрожание пальцев руки при приближении их к игрушке. Постарайся также определить ведущую руку - ту, которой малыш чаще пользуется, с движений которой начинает деятельность. Насколько согласованы движения обеих рук? В одной руке или в двух малыш держит игрушку? Перекладывает ли он игрушку из одной руки в другую или нет?
В возрасте от одного года до трех лет происходит активное развитие психики ребенка. Поэтому в раннем детстве следует регулярно проводить обследование состояния его психических функций. Как это сделать?
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Ребенок молчит. Как его разговорить?
Ваш комментарий