Чаще всего, родителей начинают настораживать особенности развития их ребенка, когда ему исполняется 2 года. До этого некоторое несоответствие малыша своим возрастным нормам может быть объяснено индивидуальными чертами развития и нивелироваться со временем.
Обыкновенный ребенок к двухлетнему возрасту в основном умеет делать простейшие вещи. Если же что-то еще осталось ему недоступно, он понимает просьбы взрослых и в целом их речь, даже если сам еще не говорит. Вот некоторые черты в поведении малыша, вызывающие беспокойство:
При наличии каких-либо признаков у твоего ребенка вовсе не обязательно, что их причиной стал аутизм. Но обследование малыша необходимо. На сегодняшний день в Интернете есть множество онлайн-тестов и опросников, которые смогут развеять твои опасения или же наоборот указать на необходимость обратиться к специалистам.
Напрмер, на сайте украинского сообщества особых семей "Мы вместе!" приведен Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста.
Самым коротким тестом на аутизм являются три вопроса к родителям:
Если малышу уже исполнилось 2 – 3 года, и на все вышеприведенные вопросы его родители отвечают «нет», нужно обратиться за консультацией к детскому неврологу.
Аутизм проявляется в сложностях коммуникации и взаимодействия с окружающими. Малыша окружает особый мир звуков, тактильных ощущений и зрительных образов, при чем для него главное – его ощущения. Он вовсе не стремится разделить их с кем-то из близких, которых воспринимает лишь как инструменты для тепла, еды, комфорта. Часто эти дети постоянно повторяют один и тот же бессмысленный жест: теребят какой-либо предмет, наблюдают часами за льющейся водой, кубики выстраивают в ряд (но при этом не хотят строить башню). Они могут ходить по кругу на пальчиках или просто долго кружиться на одном месте. Бывает, что такие дети особенно восприимчивы к музыке, они имеют любимые произведения, которые готовы слушать бессчетное количество раз, также есть звуки, которые им явно нравятся. Например, малыш в три года может быть равнодушен к машинке на радиоуправлении, но обожать колокольный звон.
Со стороны кажется, что этот ребенок совершенно самостоятельный. На улице он предпочитает держаться обиняком, не хочет идти с мамой за руку. Но, увидев что-то, чего он боится, попытается спрятаться за маму. А боится он часто вовсе не того, что на самом деле представляет опасность: гул пылесоса, людные места. И в то же время он совершенно не боится того, чтоб действительно ему угрожает: высоты или несущейся машины.
Обычно такой ребенок препятствует маме, пытающейся его обнять: он просто отталкивает ее. Ему неприятен физический контакт с кем бы то ни было, и для мамы исключения он не делает. Естественно, посещение врача или парикмахера для такого ребенка – огромный стресс.
Маленькие аутисты очень избирательны в еде – бывает даже, что их рацион состоит всего из нескольких блюд, и попытки предложить что-то иное вызывают бурную отрицательную реакцию.
Если ребенок увлечен каким-либо занятием, отвлечь его невозможно. Если же родители делают это насильно (усаживают на горшок, уносят с игровой площадки, снимают с качелей), наступает сильная истерика, возможно даже с агрессией.
У обычных детей (их называют нейроптипичными) развитие зиждется на подражании взрослым. Так малышка будет проводить расческой по волосам, как мама, или же снимать трубку с телефона и пытаться туда что-то говорить. Даже годовалый карапуз способен повторять: он также как мама погладит зайку, выпавшего из кроватки. В отличие от них аутичные дети вообще не имеют потребности имитировать действия взрослых. Это и затрудняет их обучение, что приводит к отставанию в навыках.
Дети с аутизмом говорить начинают позже сверстников, но особое внимание обращает не этот факт, а особенность речи. В то время как обычные дети чаще всего начинают свою речь со слов «мама», «папа» или «дай», маленький аутист первое слово произносит очень нестандартное, часто сложное – по названию предмета или явления, поразивших его больше всего. Как правило, это неодушевленный предмет. Достаточно долго маленькие аутисты не способны различать живое и неживое.
Когда такой ребенок начинает разговаривать предложениями, речь его еще больше отличается от сверстников. Он часто просто повторяет куски фраз, обращенных к нему, может цитировать стихи или фрагменты рекламных роликов, не понимая их значения. Даже имея достаточный словарный запас, он не может обратиться с просьбой, а также понять просьбу родителей. При первом знакомстве он долго и, как кажется, сосредоточенно разглядывает собеседника, абсолютно игнорируя в это время его фразы. Маленький аутист не способен поддерживать разговор. Он просто повторяет вопрос, который ему задают, и все. А еще малыш дошкольного возраста не употребляет местоимения первого лица, когда говорит о себе. Он может сказать: «ты хочешь кушать», имея в виду, что голоден, или о себе: «она устала».
Если что-либо из описанных выше особенностей поведения характерно для твоего ребенка, обязательно как можно скорее обследуй его:
В случае раннего детского аутизма время – ключевой параметр в успехе коррекционных мер. Головной мозг к 6 годам практически завершает формирование. И до этого возраста можно с помощью специальной педагогики совместными усилиями специалистов и родителей абсолютно адаптировать ребенка к социальной жизни (бывает, такие дети идут в обычные школы наравне с нейротипичными сверстниками). После этого возраста бесценное время может быть упущено, и восстановить некоторые навыки уже не удастся.
Современная детская психиатрия далеко шагнула вперед, и при грамотном подходе и скрупулезном ежедневном терпеливом труде родителей удается достичь высоких результатов.
Ваш комментарий