Что можно назвать детским счастьем? Когда ребенок смеется по-настоящему, а когда рефлекторно? А влюбляется малыш так же серьезно, как мы, взрослые?
Улыбка и смех – это два инструмента выражения детских эмоций, которыми малыши очень искусно пользуются. Когда они улыбаются или смеются? Когда им хорошо, они рады или удовлетворены. Правда, не всегда это так. Особенно они путают нас, взрослых, когда им еще нет трех лет. Именно в возрасте младшего дошкольника эмоции ребенка еще не сформированы полностью. Поэтому то, что их смешит, непонятно их маме с папой, и, наоборот – то, что кажется смешным взрослым (например, клоуны в цирке или персонажи детских мультфильмов), детей может даже испугать.
Очень часто родителям кажется, что они знают как доставить удовольствие малышу. Поэтому они и придумывают разные «активности» на дни рождения, устраивают представления для детей. И часто бывают разочарованы: детям не смешно. Но дело здесь не только в том, что у детей еще не развито чувство юмора. Дело в том, что счастье маленького ребенка, его эмоции – понятия непостоянные. Вернее, недолговечные и поверхностные.
Это не критично, никаких отклонений в психике ребенка нет. Просто он еще слишком мал.
В этом и состоит самая интересная тайна детства. Ребенок бывает счастлив лишь пару секунд-минут. Затем хорошее настроение может смениться плачем, раздражением, капризами. Как говорится, от хохота до слез – один шаг.
Психологи говорят, что счастливым ребенок может себя чувствовать не слишком часто, а вот несчастным – довольно долго, даже постоянно.
Что мы понимаем под счастьем? Как мы ощущаем его сами? Для нас это мгновение, яркое впечатление, которое мы можем даже и не осознавать поначалу. Лишь, спустя некоторое время, мы скажем: да, это было счастье! С ребенком – все точно так же. Счастье – это яркая вспышка, которой сперва предшествует удивление, а потом удовольствие. В принципе, сделать ребенка счастливым не так уж и сложно. Согласись, он всегда готов к положительным эмоциям. Он еще не знает что такое скептицизм, сарказм, злая шутка. Но как и все эмоциональные состояния у детей, счастье тоже имеет способность очень быстро испаряться.
У маленьких детей, в отличие от нас, есть способность быстрого переключения эмоций: только что он был веселый и жизнерадостный – и тут плачет. Маленький ребенок пока еще не научился быть счастливыми долго или постоянно. Поэтому говорить о том, что этот двух-трехлетний кроха действительно счастлив, нельзя. .
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Музыкальная терапия
Размышляя о положительных эмоциях в раннем детском возрасте, мы обратили внимание на те из них, которые называются социальными. Можно сказать, что в какой-то степени - искусственными по своей природе.
Речь идет о положительных ответных эмоциональных реакциях - удовлетворенности и удовольствии. Такие социально зависимые эмоции только развиваются. Но от того, каким будет этот процесс (поможешь ты малышу испытывать их регулярно или нет), зависит формирование личности твоего маленького человека.
Как проявляют свои эмоции мужчины, а как – женщины?.. Об этом можно написать целый трактат! У детей же все не так. В возрасте до трех лет (и это научно доказанный факт) различия в проявлении эмоций между мальчиками и девочками не существует..
Любовь ребенка вообще не похожа на такое же взрослое или подростковое чувство.
Малыши эволюционируют. Сначала они чувствуют сугубо физическую привязанность к родителям, а уж потом любовь для них становится самостоятельным понятием. И они проявляют ее уже осознанно.
Но именно в раннем дошкольном возрасте у детей формируется будущий образ и статус объекта любви.
Сперва они любят по принципу: любимый – нужный (человек, который кормит, ухаживает, дарит игрушки).
Постепенно нарастает интерес к людям: как своей семье, так и окружающим. Потихоньку начинают формироваться симпатии-антипатии, эмоциональная привязанность, и наоборот.
Вообще, дети «досадикового» периода очень отзывчивы и привязчивы. Ты наверняка заметила это и в своем ребенке.
Специалисты объясняют это вовсе не какими-либо психологическими проблемами или трудностями в развитии ребенка, а вполне нормальным процессом адаптации и отделения от мамы. Вот когда ребенок уже достаточно адаптируется и отделится от мамы (а это происходит примерно в три года), тогда и возникнут первые симпатии к окружающим людям. В основном, к ровесникам.
А пока малыши слишком привязаны к родителям, потому что испытывают неосознанную тягу к теплу, ласке, вниманию. Им требуется много заботы и защита.
Мы, взрослые, обязаны постоянно удовлетворять эту потребность. Малыши, как и многие более старшие дети, вообще очень благодарные существа. Они нередко более заботливы и значительно более отзывчивы, чем дети старшего возраста. Эти черты нужно поддерживать. Если ты обратишь на них внимание и будешь правильно реагировать, они могут стать базой для закладки в характере малыша и развития в будущем основных жизненных и семейных ценностей.
Взрослый и детский смех - две разные вещи! Когда смеется ребенок? Когда ему хорошо, весело, когда он занят, когда с ним играют.
Но, разберем подробнее…
Смех детей до года имеет свои особенности (у годовалых это наблюдается гораздо реже): они могут смеяться просто так, «смех без причины» (в этом случае продолжение поговорки не соответствует действительности), т.е. им практически не нужен никакой внешний мотиватор.
После года уже все чуть по-другому. Теперь ребенок смеется в ответ на то, что его могло к этому побудить, на некий импульс извне. Психологи даже разделил детский смех на категории:
Смех - реакция на объект. Им может стать веселая картинка, шутка, баловство. Вот почему дети так любят мультфильмы, где персонажи просто «дурачатся». Такой смех действительно (и это главное!) одинаков как для ребенка, так и для взрослого человека.
Смех без причины! К сожалению, практически все и практически всегда утрачивают эту способность с возрастом. Такой смех основан на воображении. Ребенок додумывает сам ситуацию, которая могла бы произойти. Именно так выражается жизнерадостность, удовольствие и счастливая реакция..
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Научи меня смеяться: как воспитать в ребенке чувство юмора
Улыбка может быть физиологической (неосознанной). Смех тоже. Но с ним все более сложно.
Бывает три вида смеха. (И это серьезно!)
Физиологический смех, неосмысленный, проявляющийся, как реакция на простейшие внешние происшествия. Здесь нет различий: ребенок смеется, потому что сложил пирамидку или сломал игрушку (Наконец-то! Он так этого хотел!). Правда, в этом случае врачи предостерегают: такое проявление может свидетельствовать об эмоциональных проблемах малышах. Поэтому тут требуется быть внимательной!
Произвольный детский смех – смех отраженный.
Это реакция на какое-то внешнее действие. Например, на неожиданно взлетевшего воробья или яркий прыгающий мячик. Таким смехом малыш как-бы привлекает внимание остальных к ситуации. Но для деток старше 3-х лет, например, и уж конечно, для взрослых, он уже не характерен.
Смех социальный – именно тот конечный пункт, который завершает эту стадию психоэмоционального развития.
Ваш комментарий
2 комментария
sashago
22 марта 2015 г. 8:04:31
А может ли ребенок на страх реагировать смехом? И почему это происходит?
Lena21
24 марта 2015 г. 16:35:16
Конечно! Такова его защитная реакция - реагировать на страх смехом. Возможно, так будет и во взрослом возрасте. Если, конечно, не проработает эту проблему с психологом. Здесь нет ничего плохого, просто нужно поработать над повышением самооценки. Ребенок не должен бояться и стесняться собственных проявлений и реакций. Не должен их маскировать. Хотя, как переходный этап к взрослению - это возможно.