Украинская свадьба не подразумевает Стаса Михайлова и безумных воплей «горько». Кстати, «горько» тоже кричать надо не везде. А вот какие уникальные аутентичные традиции имеет украинское весилля – сейчас расскажем.
В разгар свадебного сезона (а повелось свадьбы гулять вначале осени исстари, потому что в это время урожай собран, Успенский пост как раз закончился, а до Рождественского еще далеко) мы решили поинтересоваться теми традициями украинской свадьбы, которые массово в городах утеряны, но сохранились еще кое-где в отдаленных уголках нашей страны. Итак, гей, наливайте!
Традиция подслащивать «горькую воду» поцелуем молодых имеет явно российские корни. Объяснение оной затерялось в веках, но она очень полюбилась на всем русскоязычном пространстве. А вот в самобытных Карпатах ничего подобного на свадьбе не кричат. И если кому-то из гостей станет «горько», отзывчивые гуцулы предложат разве что сладкое угощение, но целоваться под чью-то указку и не подумают!
Хлеб во всех культурах имеет сакральный смысл как святая пища и источник жизни. И не у одних украинцев хлеб присутствует на свадебной церемонии. В принципе, современный огромный и богато украшенный свадебный торт есть не что иное как продолжение традиционного каравая (хотя сегодня нередко на свадьбах присутствует и то, и то). И, если в большинстве областей Украины в венчальном ритуале участвует один каравай, то, например, хозяйственные галичанки на свадьбу шли не с пустыми руками. Каждая хозяйка несла специальный свадебный хлеб – бабку. И мать жениха, чтобы ее дитятко не чувствовало себя хуже людей, снабжала его хлебом. По приезде в дом молодой жених обменивался хлебами с будущей тещей.
А гуцулы пекли каравай из двух частей – калачей, связанных между собой лентой. Их так и называли – калачи. Их и подносили родители молодым вместе с солью в качестве оберега пары.
На Полтавщине коровайницы (уважаемые женщины, которым специально заказывали свадебную выпечку) традиционно выпекали только квадратные, а не круглые свадебные караваи – как символ квадратного дома, чтобы у молодых был лад и достаток.
Особенным ритуалом во всех регионах Украины было разрезание каравая в конце свадебного пира. В некоторых регионах центральные куски отдавались не молодым, а их родителям. А вот дно каравая – «подошву» – подносили музыкантам. Иногда донышко оставляли «запорожцам» – тем гостям, кто не сумел попасть на свадебное торжество и остался за порогом. Такие куски выносили на улицу и оставляли там до утра.
В церковном обряде венчания есть очень красивый момент – когда над головами жениха и невесты дружба (друг жениха) и дружка (подруга невесты) держат короны. Смысл этого действа – возвеличивание «князя» и «княгини», признание их едиными вершителями судьбы своей семьи и властителями собственного счастья. Так вот в западных регионах эти короны обычно заменялись венками из мирта и барвинка и символизировали чистоту, любовь и плодородие.
В некоторых регионах родителей, женивших единственное или последнее дитя, то есть тех, у которых более не осталось холостых сыновей и дочерей, прославляли. На шеи будущим бабушке и дедушке вешали венки из цветов и на возу катали по селу, а встречные должны были им кланяться.
Выражение «гулять неделю, как сельскую свадьбу», как ты понимаешь, взято не на пустом месте. В разных областях Украины длительность свадебных торжеств варьируется, но уж точно не ограничивается одним днем. Банкет назавтра называется поправини – догадываешься, что поправляли и как? После банкета гости ходили по соседям с песнями, требуя угощения.
В некоторых регионах на второй день приглашались только женатые пары, без холостой молодежи. Кстати, на Киевщине и Подолии было принято утром после первой брачной ночи приносить молодой жене завтрак в постель. Не эту ли традицию переняли нынешние отели, предлагающие специальные номера для новобрачных?
Через пару дней молодой муж приглашал родню жены к себе домой – на покрий, а еще через пару дней шли к родителям невесты – на мини, то есть забирать обещанное жениху приданое.
А по прошествии месяца после свадьбы заканчивались торжества щедрым застольем в доме молодой пары. На Гуцульщине этот обряд назывался калачини, на Галичине – дяка или честь, на Волыни – хліба, а в других местах – витратний борщ.
Традиционно после венчания в церкви пара, старосты, дружбы, дружки и свашки отправлялись в дом к родителям молодой жены на праздничный банкет. Ни в ресторан не ходили, ни к памятникам не ездили, как это делают на набивших оскомину шаблонных современных свадьбах.
Кстати, кое-где было принято молодым после церкви расходиться по домам вместе со своими гостями. Так родня и подруги невесты шли к ее родителям и начинали пировать, а жених со своими гостями отправлялся в отцовский дом и там собирал «поезд молодого», после чего торжественной процессией ехал в дом тестя и тещи выкупать молодую жену.
Это была вовсе не одноактная пьеса, как многим может показаться. Сначала у жениха требовали выкуп родичи невесты, подстерегавшие его на дороге. Тут обходилось деньгами, после чего процессия подходила к воротам тещиного дома. У ворот стояли братья невесты с требованием второго – воротного – выкупа. Этим можно было просто поднести по чарочке. И третий раз с молодого требовали мзду дружки – подруги невесты, причем происходило это уже во дворе дома. От девчат, как правило, удавалось откупиться конфетами и лентами – и вот молодой вступает в дом. Он, видимо, думает, что траты завершены, но не тут-то было – далее следует выкупить право сидеть за свадебным столом возле своей молодой жены. Деньгами выкупить.
А после можно воссесть со своей молодой женой и уж самому принимать подарки. Кстати, существовала также традиция одаривания родственников невесты родственниками жениха. Жаль, что в наши дни ее уж нет…
Изначально известная в народе комбинация из трех пальцев была оберегом от сглаза и вовсе не подразумевала никакого оскорбительного смыла. Вот почему повелось в Западной Украине любому прохожему, встречающему на своем пути свадебную процессию, скрутить и протянуть молодым кукиш – как пожелание благополучия и защиту от дурного глаза. Прогуливаясь где-нибудь во Львове или Мукачево, когда встретишь молодых, попробуй сделать так же. Правда, mama.ua не берет на себя ответственности за последствия, если окажется, что молодые не знакомы с этой традицией.
Хотя даже в песне поется:
Конечно, сегодня некоторые архаичные традиции могут быть не совсем уместными на современной свадьбе. Да и уместность самих шумных гуляний на несколько десятков, а то и сотен персон ставится под сомнение. Но все же, иной раз перечитать о ритуалах наших предков и представить себе их обряд инициации в брак бывает интересно. Не так ли?
Ваш комментарий
2 комментария
Lira
5 октября 2017 г. 14:38:08
<noindex>https://mama.ua/28060-avtomama-rulit-v-sud-mozhno-li-nakazat-vinovnika-dtp-v-ukraine/</noindex> Очень интересная статья.
GoldenRose
5 декабря 2019 г. 7:12:44
хватает разных традиций везде, про многие из них Я знала а вот про дулю никогда не слышала))