Новогодний утренник: дебют. Подготовка к празднику

9 декабря 2016 г. 16:28

Первый год посещения детского сада для ребенка связан с множеством открытий и волнений. Скорее всего, новогодний утренник в своей группе станет для него знаковым событием. Чтобы праздник удался, к нему надо подготовиться заранее.

Утреник в детском саду

Введи чадо в курс дела

Если твоего малыша ожидает первый в его жизни новогодний «бал», то есть, утренник в детском саду, нужно его к этому морально подготовить. Ведь праздник – это тоже стресс. Не стоит однако задолго до ожидаемого торжества начинать активные обсуждения, ибо терпение – не есть «конек» маленьких детей. После феерического описания мамой предстоящего праздника, с его волшебством, блеском и подарками, малыш может возмутиться, что ждать всего этого придется так долго. Оптимальным будет проведение беседы за неделю до утренника.

Детские психологи в один голос предостерегают родителей от чрезмерного нагнетания переживаний перед предстоящим утренником. Ребенок, испытывающий волнение от публичного выступления, может окончательно потерять сон и аппетит. А маленький артист, который наоборот ждет-не дождется своего сценического триумфа, может просто «перегореть» еще до праздника. Еще, почему нельзя перебарщивать в описании будущих торжеств – ожидания ребенка могут превысить реальные события, и тогда он будет разочарован. Просто рассказывай о том, что малыша ждет сюрприз и веселье.

Если доселе ребенок ни разу не посещал детских новогодних праздников и не знает, кто такие Дед Мороз и Снегурочка, познакомь его с ними заочно. Используй рисунки с изображением главных «распорядителей» Нового года, расскажи о добром зимнем волшебнике, приносящем детям подарки, и его красивой и веселой внучке. Скажи, что малыш обязательно встретится с ними на утреннике и получит от них подарок. 

Работа над ролью

Обсуди с малышом его роль в сценарии детского праздника.

Каждый ребенок индивидуален, характеры у всех разные. Если твой сын или дочка имеет тихий застенчивый нрав и не любит быть центром внимания, предстоящее выступление на публике может испугать его, а какое ж тогда удовольствие от праздника «из-под палки»? Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка принимать более активное участие в утреннике, чем ему бы хотелось – ведь, в первую очередь, это для него праздник, который должен принести радость!

Но если маленький скромник все-таки согласился на какую-то роль, твоя задача вдохнуть в него уверенность в своих силах. Расскажи о том, какой он хороший, умный и красивый, как им гордится вся семья, и как вы хотите похвастаться его способностями перед всем миром.

Если же твой малыш – явный экстраверт и обожает рассказывать что-либо при большом скоплении людей, а читать стихи перед родственниками в праздники давно стало вашей семейной традицией, все равно ему нужна твоя помощь в подготовке выступления.

В любом случае, никто не знает ребенка и не чувствует его внутренний мир так, как мама. Поэтому еще на этапе распределения ролей в сценарии утренника узнай у малыша: доволен ли он тем, что выпало на его долю. Если нет, обязательно поговори с воспитателем. Все решить будет просто, если малышу досталась роль больше, чем он того хочет. Тогда можно просто уступить ее кому-то из более активных детей, а своему чаду попросить что-то поскромнее, и готовить свою звезду на «лучшую роль второго плана». А вот, если малышу мало того, что ему досталось, и он, наоборот, хочет бо́льшую роль, уже обещанную кому-то из других детей, тут задача для мамы более сложная. Будь дипломатом – не отбирать же «хлеб» для своего маленького артиста у «конкурентов». Важно не допустить у малыша зависти и конфликтов с другими детьми – исполнителями главных ролей. Если все «солирующие партии» уже разобраны, обсуди с воспитателем возможность расширения роли твоего ребенка. Предупреди ее и заручись согласием того, что вы с ребенком дополните его слова. А малышу же тщательно разъясни, что «характерные» роли во все времена ценились выше, ибо требуют от артиста куда большего мастерства. Не сложно понравиться зрителям в образе принцессы, которая задействована почти во всех сценах. А вот запомниться в роли собачки, которая всего-то на сцене будет 5 минут, может только настоящий талант и умница, которым, бесспорно, является твое чадо.

После того, как эту нехитрую, но мудрую мысль ты донесешь ребенку, вместе с ним приступайте к разработке персонажа. Придумайте забавные детали, какие-то особые жесты или реплики, добавьте юмора. Пусть его хоть и эпизодический персонаж затмит всех остальных героев.

Если же, как ни крути, возможностей для дополнения роли немного, тогда просто разучи с малышом новогоднее стихотворение вне сценария, чтобы на утреннике, по окончании запланированного представления рассказать его Деду Морозу по собственной инициативе. Как бы ни спешил последний закончить свою работу и получить расчет, он не откажется от предложения послушать стишок от инициативного ребенка.

Как учить стихи с ребенком

После того, как утвержден текст роли, его нужно выучить наизусть. Здесь без помощи мамы не обойтись.

Сначала прочти с выражением сама все стихотворение и разъясни смысл новых для ребенка слов.

Обязательно подчеркни, что малыш учит стихотворение для кого-то: для тебя, папы или Деда Мороза – кроха еще слишком мал, чтобы погружаться в поэзию «для себя», и очень нуждается в мотивации и похвале.

Даже в процессе заучивания отрывков – читайте их с выражением. Иначе малышу может стать неинтересно. Разучивание слов должно превратиться для вас обоих в увлекательную игру. Под каждый отрывок продумывайте жесты и мимику, репетируйте и экспериментируйте, наслаждайтесь творчеством!

Попробуй применить различные техники запоминания рифмованного текста, исходя из особенностей твоего ребенка. По способу восприятия и обработки информации все люди, как большие, так и маленькие, делятся на 4 типа: 

  • аудиалы (лучше всего воспринимают на слух),
  • визуалы (преимущественно зрительное восприятие),
  • кинестетики (воспринимают мир через тактильные ощущения, движения и прикосновения),
  • дигиталы (ими руководит логика)

Конечно, в каждом человеке в той или иной мере присутствует каждый из перечисленных типов. Но можно выявить ведущий способ восприятия. Попробуйте разные техники запоминания стихов для аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов (см. ниже) и найдите способ, при помощи которого малыш запоминает легче всего.

Итак, методы разучивания стихов

для аудиалов

Ребенок отлично «улавливает» информацию на слух. Для таких деток используется самый распространенный метод. Сначала мама читает все стихотворение целиком. Затем первую строфу или пару строк – важно, чтобы внутри отрывка была рифма. Попроси малыша повторить строфу несколько раз, после чего прочти ему следующую и проделайте с ней то же самое. Затем соедините обе выученные строфы и прочтите все сначала. Со следующими строфами поступайте таким же образом – заучивайте каждую и добавляйте к уже выученному куску.

для визуалов

Проиллюстрируйте вместе каждую строчку стихотворения. Разложи перед малышом ваши рисунки и пусть он попробует по ним, как по нотам, прочесть все стихотворение. Сначала, может, не все получится – активно подсказывай крохе. С n-ой попытки у него обязательно выйдет. Тогда еще несколько раз повторите по рисункам, а после забери их, и пусть ребенок прочтет все по памяти.

для кинестетиков

Такому ребенку нужно сопроводить заучивание какими-то действиями: вместе с каждой произнесенной строчкой нанизывать по одному колечку пирамидки, или вбрасывать в коробку по одному шарику, или загибать пальчики, или делать шаг – все, что ему понравится. Главное, чтобы повторялся цикл строчка-действие. Очень скоро сопровождающие действия не понадобятся, и малыш сумеет легко прочесть стихотворение от начала до конца.

для дигиталов

Реже, но бывает, когда у 4 – 5-летнего крохи преобладает логическое мышление. Тогда малышу важно уловить логическую связь между строками стихотворения. Прочти первую строчку и попроси малыша рассказать своими словами, что было дальше. После его ответа прочти следующую и так до конца. После несколько раз проведенного полного логического разбора малыш запомнит, «что за чем» и сможет это излагать в точности словами автора, то есть полностью воспроизведет стихотворение.

Генеральный прогон

После того, как слова выучены и набросан «рисунок роли», несколько раз прорепетируйте выступление. И обязательно проверьте силу его воздействия на публику на домашних – пусть каждому члену семьи ребенок прочтет стихотворение отдельно. Взрослые должны не скупиться на восторги от успехов крохи, дабы вселить в него уверенность перед выходом на большую детсадовскую сцену. Очень уместно будет просить малыша выступить на бис. А еще кто-то из близких, еще не слышавших это выступление, может попросить ребенка прочесть стишок, потому что наслышан от папы (бабушки, дедушки), как он здорово это делает.

Костюмы и реквизит

Малышу обязательно понадобится костюм его персонажа. Во времена нашего детства костюмы выдавали садики, теперь же их поиск ложится на плечи мам. И тут тоже начинается ваше совместное с ребенком творчество: делитесь идеями, воплощай все в его присутствии, необходимые детали и аксессуары ходите покупать вместе. Если ты решила купить готовый костюм – обсудите с малышом его после примерки. Наряд должен нравиться, в первую очередь, малышу, а уж потом тебе и остальным членам семьи.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Новогодние костюмы: модели, цены, магазины

Когда готовый костюм будет у вас на руках, обязательно сделай с малышом генеральную репетицию в одеянии, и также блесните перед всеми членами семьи.

В день утренника

Накануне малыш обязательно должен хорошо выспаться. Для этого уложи его спать пораньше, подольше посиди возле кроватки перед сном.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как уложить ребенка спать: 7 шагов к крепкому сну 

В идеале маме взять отгул на работе на этот день и полностью посвятить его ребенку и такому важному событию в его жизни, как новогодний утренник в детском саду. Если же тебе не удастся выделить весь день и ты сможешь вырваться только на сам утренник, предупреди об этом ребенка заранее, настрой его. Будет лучше, если костюм ты принесешь непосредственно к утреннику – в противном случае он рискует «не дожить» до выхода на сцену.

Стоит ли говорить, как необходима в этот день поддержка мамы и ее присутствие во время первого публичного выступления крохи. Ведь читая стихотворения и исполняя придуманные вами движения, он будет смотреть только на тебя, ища одобрения в родных глазах. И, если малыш собьется или растеряется на сцене – не беда, покажи ему ободряющей улыбкой, что все в порядке и ты все равно горда за него. А, если кроха так разволнуется, что кинется к тебе в слезах прямо со сцены – приласкай его при всех, прошепчи на ушко, что ничего страшного, и для тебя он самый лучший. Когда-нибудь этот случай станет забавной семейной легендой и будет вспоминаться с улыбкой. Помните, как в старой песне: «Будет нелегко, малыш, подчас начинать все в жизни первый раз».

И обязательно по окончании утренника не скупись на комплименты и аплодисменты своему ребенку и его друзьям.

После «торжественной части» на новогодних утренниках, как правило, устраивается сладкий стол для детворы. Заранее обсуди с другими мамочками, что и сколько следует принести.

А по дороге домой с малышом обязательно вспоминайте и обсуждайте все детали состоявшегося представления, и снова обязательно похвали кроху. Дома расскажи всем о его успехе, пусть первый опыт публичного выступления запомнится радостным – в дальнейшей жизни это очень поможет твоему ребенку.