Методики воспитания

19 января 2015 г. 12:10

Самые интересные, на наш взгляд, методики не развития, и даже не столько воспитания, сколько общения и поиска общего языка с ребенком. Оказывается, все уже придумано и используется.

Сейчас часто можно услышать выражения, подобно, "Ребенка нужно не воспитывать, а любить", "Общение, а не воспитание – главный смысл отношений родителей и детей"…  И каждой из нас так понятны и так близки эти слова, пока… мы не откроем дневник или не нарвемся на очередную грубость ребенка или его игнорирование. И тут мы нередко применяем такие доступные и знакомые способы воздействия: повышение голоса, наказание, обида. Хотя все мы знаем, что есть другие, более гуманные и мудрые. Каждый раз вспоминая о них после скандала, мы обещаем в следующий раз вести себя благоразумно. Но…

Тест для родителей

Правдиво ответив на 5 вопросов, ты поймешь, нужно ли тебе меняться или хотя бы изменить тактику поведения с ребенком.

  1. Ты наказываешь ребенка физически?
  2. Стыдишь? Часто приводишь в пример других?
  3. Тебе важнее указать на ошибку или похвалить?
  4. Часто ли ты произносишь фразу: "Ты уже взрослый"?
  5. Советуешься с ребенком?

Если положительных ответов больше, чем отрицательных, значит пора тебе подыскать методику воспитания, опираясь на которую, ты сможешь улучшить взаимоотношения с малышом, а значит и его будущее.

А для вдохновения тебе - мнения самых знаменитых многодетных отцов - еще тех хулиганов, но по-настоящему, по-мужски любящих своих детей.

Свободное воспитание

Первым, кто ввел этот термин, стал Жан-Жак Руссо – французский мыслитель, философ. В своем трактате "Эмиль, или О воспитании" он подробно описал, каким должно быть воспитание личности.

Идея такова
Каждый ребенок рождается идеальным, так как его создает Бог. И не ваша, родители и педагоги, задача его менять и переделывать. Не влияйте на него своей культурой и привычками. В особенности, до 12 лет, когда он особенно восприимчив к плохому - тому "культурному мусору", который валится на него отовсюду.

Ни родители, ни педагоги не имеют права командовать и принуждать ребенка к тому, что он сам не хочет, а лишь идти на поводу у его увлечений. Воспитывать нужно «неожиданно, красиво, творчески и ловко». 

Все бы хорошо, да  только Руссо в вопросах воспитания и детской психологии, как сапожник без сапог. Действительно, у великого мыслителя был брак без любви (он женился на горничной гостиницы, которая, мягко говоря, не блистала ни красотой, ни умом, ни манерами) и пятеро детей, которых он ни дня не воспитывал сам, считая, что из-за бедности не сможет обеспечить им достойной жизни.

Как говорила героиня одного известного семейного фильма: "Чтобы учить других, не обязательно уметь самому!" Руссо хоть и не имел возможности опробовать свою теорию на практике, зато был истинно великим теоретиком! 

Ни одно произведение, касающееся воспитания детей, ни произвело такого положительного эффекта на мировую педагогику, как трактат «Эмиль, или О воспитании». А теория о свободном воспитании признана самой влиятельной во все времена.

С теорией согласен Гай Ричи

Кинорежиссер, сценарист, 46 лет, отец пятерых детей, Лондон

"Если ты не прожил свою молодость зря, ты прожил свою молодость зря". 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Продвинутые мамочки: принципы воспитания от топ-моделей

Поведение ребенка в руках родителей

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их!

Добрейшая и мудрейшая Юлия Гиппенрейтер - звезда современной педагогики и детской психологии, - "за" правила в жизни ребенка. В своей книге "Поведение ребенка в руках родителей", используя конкретные примеры, Гиппенрейтер доказывает волшебную силу как правил, так и наказаний за их нарушение.

Идея такова
Порядок и правила поведения, установленные взрослыми, помогают ребенку обрести чувство безопасности - базовую потребность каждого маленького человека. 

Вспомни, из чего складывался ваш с ребенком день, когда он еще был младенцем? Правильно: из графика кормлений, купаний, массажей, прогулок, сна. Как засыпал малыш? У тебя на руках под твою колыбельную? Так вот тебе и правило, точнее ритуал, традиция, которая помогала ребенку успокоиться и заснуть. 

Именно так обстоит дело и с другими ритуалами: режим питания в более старшем возрасте, засыпание в собственной кроватке (многие дети очень болезненно переносят сон вне дома, недаром существует такое понятие, как адаптация к новому месту), порядок в игрушках и школьных принадлежностях (для кого-то беспорядок - самый надежый порядок).

Так вот, Юлия Гиппенрейтер уверена, что дети лучше взрослых готовы поддерживать порядок (вспомни хотя бы, как относится малыш к тому, что кто-то, в особенности гость, переставляет его игрушки и не кладет их не место?). Он консерваторы и не любят менять привычный уклад жизни (вот, даже любимую сказку малыша вспомни: стоит поменять хотя бы слово в описании героя или его действиях, тут же услышите детский недовольный возглас). Дети любят традиции. Поэтому, если ты думаешь, что ребенка невозможно приучить к порядку, ты, во-первых, заблуждаешься, во-вторых, эгоистка, так как действуешь одностронне, пытаясь навязать ему СВОЙ порядок, не советуясь с ребенком и не спрашивая его мнения, а в-третьих, не умеешь или не хочешь подходить к процессу творчески.

Наказание

Наказание по Гиппенрейтер - это результат, который получит ребенок в следствие своих действий, как на ошибках учиться. Собственные ошибки - и есть наказание.

Что думает родитель, наказывая ребенка: "Сейчас поплачет, зато потом больше так делать не будет", Ну, приблизитеьно... То есть, наказывая мы пытаемся выработать рефлекс. Но ведь ребенок - не собака, а мы - не Павловы. Не на рефлексах строится общение и взаимопонимание мамы с малышом.

На вопрос: может ли наказание исправить поведение, Гиппенрейтер отвечает - нет!

Итак, что ты имеешь право сделать, если у тебя возникло желание наказать ребенка:

  • ни при каких обстоятельствах не использовать физическое наказание, не унижать и не запугивать;
  • использовать фразы: "У нас такой порядок", "Так нужно" и т.д., не используя при этом местоимения "я";
  • не затягивать с наказанием, если оно действительно нужно, например, если ребенок повел себя грубо;
  • помнить о том, что наказание - это не возмездие, а сигнал о важности того или иного правила, поэтому разы "посиди - подумай" вполне достаточно;
  • прежде чем требовать выполнения правил, вспомни, а ребенок вообще в курсе, что они существуют? Никакой спонтанности!
  • если ты недовольна чем-то в поведении малыша, сообщи ему об этом и просвети, чего конкретно ты от него ждешь.

 С теорией согласен Гэри Олдман

Актер, 56 лет, отец четверых сыновей, Лондон

“Детей нужно цивилизовывать. В них сидит какая-то природная дикость, и если с ней ничего не делать, то года в 22 они придут к тебе, все покореженные, и скажут: "А ты где был, сука?"

Методика наблюдения 

Недавно, благодаря американской журналистке Памелле Друкерман и ее книге-наблюдению "Французские дети не плюются едой", мы узнали, что французские малыши - это такая особая категория абсолютно спокойных, довольных, счастливых и уверенных в себе ребят. А французская семья - это такая категория гармоничных, счастливых, довольных жизнью и собой пар. Нет, конечно, бывает всякое, как в любой "нефранцузской" семье. Но и это "всякое" французы решают по-своему.

Правила есть, но если ты спросишь любую французскую маму о ее философии воспитания, она скорее всего не ответит. Либо скажет: "Я просто наблюдаю за своим ребенком". Действительно, француженки только на первый взгляд кажутся ветреными, на самом деле они очень заботливые мамаши, которые всегда рядом со своим ребенком, когда он в этом нуждается и никогда не отвлекут его, если он занят. Воспитывать для французов означает наблюдать. Не строить, не подчинять себе, не приучать к порядку и даже не учить. 

Идея такова
Главная цель французских родителей - complicité - взаимопонимание и полное доверие. "Даже с тем, кто регулярно срыгивает на них."

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Книга-бестселлер Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»: это важно знать каждой маме

С теорией согласен Жан Рено

Актер, 66 лет, отец шестерых детей, Париж

"Фразы типа "я не видел, как растут мои дети", меня убивают. Я люблю своих шестерых детей, и я люблю ответственность."

 А что там с трудностями жизни? Не на розовых же облаках живут французские мамочки! И у них в семьях бывают трудности. (Хотя справедливости ради нужно сказать, Франция не входит даже в двадцатку стран Европы по количеству разводов. А вот Украина, кстати, занимает третье место среди стран-лидеров.)

Французы убеждены, что и горести дети должны переживать вместе с семьей. Маленькие мальчики и девочки чувствуют, когда в семье не ладится. Так что не нужно их переубеждать, изолировать, "отвозить к маме". Им, так же как и взрослым, необходимо получить подтверждение, вроде: "Ты не сошел с ума! У нас действительно есть проблемы!". Рассказывая о проблемах и возможных решениях, родители значительно облегчают жизнь своим детям.

Ваш комментарий

1 комментарий

olesyapinskaya 20 марта 2018 г. 0:23:21  
и кнут и пряник должен быть! ответственность прежде всего! а еще, нужно любовь к учебе привить. это важно и это должно быть не кнутом, а восприниматься как пряник, который в перспективе подарит целый мешок пряников) ну вот например в смартуме прививают любовь к знаниям (как и сами знания) через игровую форму

Показать комментарии (1) Скрыть комментарии