Страх – это негативное чувство ребенка, которое мешает ему жить. Главное, что оно – естественное следствие взросления. Научится малыш адекватно справляться с ним, значит не заработает комплексов.
В возрасте 1 года встречается прежде всего группа «нелепых» страхов. Ребенок начинает бояться новых предметов, шума дождя за окном, воды в трубах, своего отражения в зеркале…
Позже – с 2-х лет возникают страхи перед закрытыми дверьми (вспомни, как ребенок берет тебя за руку и настойчиво показывает тебе, что ему нужно открыть ту или иную дверцу, как только ты открываешь, он сперва боязливо прячется за тебя или держит за руку, потом заглядывает за дверь и, убеждаясь, что опасности нет, равнодушно отходит?..), некоторыми игрушками, персонажами сказок.
Иногда страхи связываются с предметами мебели: диваном, креслом-качалкой, шкафом… Разумеется, все вышеперечисленные страхи встречаются не у каждого ребенка и необязательно принимают такую форму, становясь прямо-таки бедой малыша. Но заметим, что страх как таковой до определенной степени естественен в раннем детском возрасте. Он как раз входит в группу негативных эмоциональных факторов или его составляющих. Кроме страха, к этой группе можно отнести гнев, обиду, злость, раздражение и стыд.
Говоря о детском страхе как об эмоциональном комплексе, нужно сказать, что, помимо естественности, он очень тесно связан с реакцией на него близких малышу людей. Но раз есть страх, есть тот, кто его вызывает, значит должна быть и защита от этого страха. Такая защиты есть. Это взрослые. Ребенку необходимо объяснить необоснованность его страхов, возможно вместе с ним сделать что-то, что поможет ему справиться с боязнью (взять за руку и заглянуть за дверь, которой он так боится, подойти к зеркалу и улыбнуться отражению…), но ни в коем случае не смеяться над причиной страха, насколько бы нелепой, с точки зрения взрослых, она ни была.
Нередко детские страхи вызваны общим невротическим состоянием ребенка. В этом случае нужно обязательно проконсультироваться со специалистом. Отличить эмоциональный страх от невротического очень несложно. Природные страхи легко проходят, нередко исчезая так же внезапно, как и появились. Но есть дети, которые держат этот страх в себе, не решаясь поделиться им с родителями. В этом случае формируется база для последующего невроза: в ребенке накапливается не осознаваемая тревога, которая неизбежно порождает тревожность более высокого уровня, становясь качеством характера.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Зависимость: родитель и ребенок ТЕСТ
Особое значение имеют две формы страха, которые обнаруживаются в раннем детстве, а в будущем в том или ином виде находят отражение у более старшего ребенка.
Страх-риск – необходимость и желание совершить какое-то новое действие и одновременно боязнь этого нового. Обрати внимание: не боязнь неудачи, а боязнь самого действия. Именно это происходит подсознательно, когда ребенок учится ходить, когда впервые выходит за границу уже освоенного пространства. Фактически это – страх перед собой и в то же время желание этот страх преодолеть. Поэтому очень важно, чтобы при первых попытках двигаться самому взрослый не вел ребенка за руку, но находился в поле его зрения как защитник.
Страх-любопытство – смешанное желание познать неведомое и одновременно страх перед ним.
Еще в 1895 году ученый Стенли Холл (на его работы часто опираются психологи в изучении природы детских страхов) писал: «… ребенок, испытывая жуткие чувства, что так ясно выражается на его лице, в то же время с любопытством и интересом заглядывается на то, что возбуждает у него страх. Все таинственное привлекает детей к себе: на лице их написано напряжение, им и страшно, и в тоже время приятно».
Так, страх, не невротический, а природный, являясь, конечно, негативным переживанием, служит и очень мощным источником эмоционального и творческого развития ребенка, в известной мере оказывая влияние на формирование черт его характера и личности.
В раннем детстве у девочек более выражены «пассивные» страхи – пространства, пустоты, темноты; а у мальчиков страх приобретает «активный» исследовательский характер.
Затем планки выравниваются, но в школьном возрасте снова происходит расхождение, правда, уже по другим причинам.
Кстати, психологи отмечают, что девочки в основном довольно быстро справляются со своей боязливостью, в то время как для мальчиков адаптация к страхам представляет собой большую трудность.
Стоит предположить эмоциональную неуравновешенность. Побеспокойся, если страх парализует многие виды деятельности малыша и кардинально меняет его поведение. Здесь обычных разъяснений и уверений успокоиться недостаточно. Тебе следует как можно лучше вспомнить все подробности появления конкретного страха. Возможно, а это бывает чаще всего, ты слишком давишь на ребенка или чересчур болезненно реагируешь на его неудачи, тем самым усугубляя детские страхи.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?
Дети, как правило, постепенно вырабатывают свои особенные способы преодоления страха. Некоторые собирают волю, сжимают кулачки и тогда чувствуют себя сильными. Другие кричат, становясь агрессивными. И чем страх сильнее, тем агрессивнее они становятся.
Не заставляй ребенка приступать к какому-либо новому виду деятельности без его воли. Пример – умение плавать и вода. Многие дети, впервые приехав к морю, очень долго боятся заходить в воду. Настойчивость папы или мамы может дать результат – малыш окунется и ему даже понравится. Но, если повезет. И если он справится со своим страхом. В противном случае, боязнь воды может закрепиться.
Боязливость детей зависит от склада психики и от возбудимости их нервной системы. Эмоционально неуравновешенные дети скорее попадают под власть собственных чувств, с которыми они не могут справиться, и если они испугались, то им необходимо гораздо больше времени, чтобы успокоиться и восстановить эмоциональное равновесие. Малыш, который все очень быстро схватывает, может легче перебороть страхи, которые возникают из-за непонимания или недоразумения. Ребенок с буйной фантазией может сам себя напугать, в отличие от такого, который богатым воображением не отличается.
Недавно выяснилось, что боязливость детей в определенной мере зависит от врожденных способностей. В то же время способность справляться со своими страхами, умение их преодолевать очень сильно зависят от опыта ребенка, от силы его «я», от воспитания.
Ваш комментарий