Купало или Купайло – любимый праздник молодежи, которым заканчивается летний солнечный цикл календарных дохристианских праздников. Перейдя в православие, он не утратил своего магического очарования и свободы.
Православная церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) 7 июля. После Крещения Руси и распространения православия, древний праздник Купала в результате «христианского наслоения» стали называть Ивана Купала, в некоторых местностях даже иначе, например Іванець, на Буковине – Іван Лопушник.
Но народная память сохранила Купальские обряды и песни, которые относятся к древнейшим временам, наполненные вековой поэзией и ритуалами в честь животворящего Солнца.
Купала праздновали 23 – 24 июня по старому стилю: вечером, ночью и на завтра днем. Праздник приходился как раз на период, когда солнце достигало максимальной силы: поднималось до наивысшей точки, давало больше всего света и тепла. Вся природа расцветала и достигала апогея красоты, а вместе с ней и юные красавцы и красавицы.
Древние верили, что в эту ночь растения обретали магические и целебные свойства. Лишь в Купальскую ночь на папоротнике по преданию расцветает волшебный цветок – кочедижник. И кто его сорвет – тот будет знать все на свете, получит без труда отыщет любые сокровища, а рука его, та самая, которой он цветок срывал, отныне станет наделена невероятной силой. Этот счастливец очарует самую прекрасную девушку, будет иметь самый щедрый урожай и не страшны ему будут никакие темные силы.
Но ночью по лесу в поисках цветка счастья рыщут не только люди, но и демоны и всякая нечисть. Вот с ними и придется бороться смельчаку, дерзнувшему искать чуда. А коли посчастливится найти цветок, следует немедленно спрятать его на груди под рубахой или под шапкой – и бегом домой, чтоб злые силы не догнали и не отобрали твоего счастья.
Рассвет еще не занялся, а бабушки (а одновременно с ними и ведьмы) крадучись шли в лес за целебными травами. Чуть позже, уже утром выходили девчата – собирали любовное зілля – сон-траву, васильки, материнку, любысток, чебрец, и конечно же барвинок и хлебные колоски – для венка. Еще в венки вплетали маки, мяту, чернобривцы, нечуй-ветер.
Набрав достаточно цветов и трав, они шли к реке, усаживались в круг и начинали плести. Каждая девушка плела по 2 венка: один для себя, другой – чтобы гадать, пустив по реке. Свой венок полагалось спрятать до вечера – недобрый знак, если озорники украдут.
А венки для гаданий пускались по воде: к какому берегу прибьется – оттуда и сватов жди. Не пристанет к берегу, а уплывет вдоль реки – в этом году замуж не идти, а если утонет венок – судьба девушке умереть молодой.
Вечереет. Парубки и девчата по отдельности сбиваются в стайки и идут в лес. Девушки поют и несут с собой гільце – ладную ветку черешни, вишни, яблони или клена. Придя в лес, гільце втыкают в землю и украшают цветами, травами, специально испеченными коржиками в виде птичек, цветными лентами. А втихаря от парней – еще и колючим репейником и крапивой – пригодится, когда те попытаются забрать девичье гільце.
А в это время парубки разводят костер – полагалось добыть живой огонь трением. А когда пламя разгоралось, юноши рассматривали девчат и выбирали, которую из них каждому ловить.
Девчата начинают петь и водить хоровод вокруг своего артефакта, и вот тут-то начинается главная забава (сегодня бы сказали – ролевая игра). Парубки стремглав кидаются в сторону девичьего хоровода, стремясь выкрасть гільце. А девушки препятствуют, завязывается борьба, а после гільце кидается в костер, девчата с визгом разбегаются кто куда, а парни ловят их – каждый, свою зазнобу. Пойманную девицу полагалось отнести к костру, стать со всеми вместе в единый общий хоровод. А после начинались прыжки через огонь. Парни соревновались, кто прыгнет выше и дальше. Потом начинали прыгать парами с девушками, держась за руки – такой совместный ритуал обеспечивал паре долгую неразлучную жизнь.
По окончании гуляний костер все вместе затаптывали – чтоб черти, русалки и вовкулаки не утащили тлеющего уголька, а то смогут причинить людям зло.
Купальская ночь – волшебная. В эту ночь ходит счастье по земле, но вместе с ним и темные злые силы. В эту ночь хозяева по селам не спали, бдели, чтобы нечисть не испортила корову или коня, а то и вовсе не поселилась в хате.
Хозяин в хлеве разбрасывал полынь, ветки осоки, клал топор острым лезвием вверх, и проводил черту мелом – для защиты скотины. А хозяйка клала нож на пороге, а на окнах раскладывала ветки осоки. Как стемнеет, мать семейства выходила и обкуривала дом прошлогодними купальскими травами – чтобы ведьма не приступила.
А на рассвете девчата наносили воды из криницы – чтобы мама сделала купель. Мать мыла дочке голову и пела – чтобы дочери досталась счастливая доля. И росу обязательно заготавливали – как эликсир красоты.
А еще девчата в эти дни носили чеснок за поясом. Кстати, эту традицию хорошо разъясняет М. Коцюбинский в своих незабвенных «Тенях забытых предков» (перечитай на досуге, и будь первой, кто в комментариях к этой статье, растолкует всем, зачем).
Ваш комментарий
1 комментарий
Micaela
9 октября 2019 г. 7:46:33
я не любитель этих всех верований) никогда не отмечала купала)