Неделю перед Пасхой, завершающую Великий пост, называют также Великой или Страстной седмицей. Для православных это время наивысшего покаяния, смирения и переосмысления своей жизни и веры.
Страстной эта неделя называется потому, что напоминает о последних днях Иисуса, проведенных на земле – Страстях Христовых. События этих дней, духовные и телесные страдания Спасителя, описаны во всех четырех канонических Евангелиях (Матфея, Марка, Луки, Иоанна).
Страстной неделе предшествует Вербная (шестая неделя Великого поста), которая завершается Вербным воскресеньем – днем, когда Иисус въехал в Иерусалим на осле, и народ встречал Его как царя.
События, последовавшие за этим, а также важнейшие притчи, поведанные Христом в конце его земного пути, поминаются в течение всей Страстной недели в ходе церковных служб. Каждый день этой недели также называется Великим.
Разумеется, понимание поста в Страстную седмицу, как и в другие дни, выходит за пределы банальных самоограничений в пище и развлечениях. Суть поста – укрощение своего разбалованного тела, отказ от телесных удовольствий в пользу духовного роста, очищение путем пусть маленькой, но победы над собой, над своими слабостями. В эти дни мы не ищем удовольствий, а предаемся глубоким размышлениям – на это пускаются все силы души и тела.
Верующим полагается в Великую неделю посещать ежевечерние богослужения в храме, в ходе которых традиционно в каждый день недели упоминаются определенные притчи и главы из Святого Писания.
Кроме церковных, существует огромный пласт народных традиций и обрядов, часть которых, безусловно, наши предки перенесли из древних дохристианских времен и органично вплели в свою жизнь. Многие из них касаются бытовой стороны жизни, тесно связаны с ведением хозяйства и семейными взаимоотношениями
В этот день поминается ветхозаветная притча об Иосифе и его братьях, которые из зависти продали его в египетское рабство, где он возвысился при дворе фараона, а после милостиво принял своих братьев во дворце. Сегодня эта история учит нас мудрости и всепрощению.
Также в этот день верующим напоминают евангелийское предание о бесплодной смоковнице, засохшей от корней – как символе жизненного пути без духовных результатов – веры, добрых дел и светлых мыслей. Не будем же и мы черствы, и пусть библейское Слово найдет отклик в наших сердцах.
Что касается технической (гастрономической) стороны поста, то верующим в этот день разрешается только сухоядение – невареная растительная пища без добавления растительного масла.
Исстари хозяйки в Великий понедельник начинали приготовления к Пасхе, затевали уборку, апогеем которой станет Великий четверг – он же Чистый. А пока мыли окна в доме, выбрасывали всю треснувшую или надколотую посуду, выметали углы.
А мужчины тем временем старались заготовить побольше корма для скотины – чтобы всю неделю после Пасхи не отвлекаться на хлопоты по хозяйству.
В церкви этот день наиболее щедр на притчи – вспоминается проповедь Спасителя в Иерусалимском Храме, где он осудил фарисеев и книжников за лицемерие и поведал людям:
Пост подразумевает прием вареной растительной пищи, но без добавления растительного масла.
Во вторник начинали готовить пасхальные наряды для всей семьи – все самое лучшее, самое богато убранное доставалось из сундуков, чистилось, стиралось, проветривалось и вывешивалось на просушку.
Еще один важный хозяйственный обычай предписывал женщинам поутру приготовить соченное молоко – растертые в ступке зерна льна и конопли, залитые водой – и напоить им скотину, чтобы весь год не болела.
Середина страстной недели посвящена двум библейским персоналиям, которые можно противопоставить: Иуде Искариоту, любимому ученику Христа, предавшему Его в руки римских властей, и грешнице, омывшей ноги Иисуса и умастившей их драгоценным маслом (миром) в доме фарисея Симеона в Вифании. Католическая церковь склонна отождествлять эту женщину с блудницей Марией Магдалиной. Так или иначе, она совершила обряд помазания Господнего, таким образом приготовив Его к дальнейшему погребению, за что ей были отпущены все грехи.
Если в случае с Иудой мы видим падение – путь вниз, то в случае с этой женщиной – путь наверх через раскаяние и любовь к Богу.
В Страстную среду существовал обычай собрать снег по оврагам, растопить его, смешать эту воду с солью и окропить полученным раствором домашнюю живность – от порчи, сглаза и болезней.
Что касается еды, то в Страстную среду, так же, как и в понедельник, следует придерживаться сухоядения, то есть употреблять только сырые овощи и фрукты, без добавления масла, а также хлеб.
Этот день стоит особняком в ходе всей Страстной недели, недаром имеет даже собственное название. О традициях и приметах Чистого четверга, а также о том, что такое четверговая соль и страстная свеча, ты можешь прочесть здесь.
Мы же поговорим о том, какой смысл вкладывает Церковь в богослужение в Великий четверг. В этот день поминается Тайная вечеря, состоявшаяся в последний четверг перед Пасхой, обряд омовения Христом ног своим ученикам, а впоследствии – Его проповедь в Гефсиманском саду, предательство Иуды и взятие под стражу.
В свою последнюю трапезу с 12 ближайшими учениками (апостолами) Христос не только разломил хлеб, символизировавший тело Его, и разделил вино (кровь Его) с апостолами (в христианстве этот обряд причащения называется Евхаристией), но и омыл ноги каждому из них, преподав тем самым урок наивысшего смирения. Также Он предсказал апостолам ближайшие события, последующие за трапезой – то, что один из них предаст Его (Иуда), другой – до рассвета трижды отречется от Него (Петр), расставание с любимыми учениками и собственную казнь.
После трапезы все, кроме Иуды (покинувшего ее накануне) направились в селение Гефсимания. Тут Учитель поведал о том, что вскоре апостолы рассеются по миру – каждый в свою страну, и начнут проповедовать там Его учение. После этого Он поднимается на гору Елеонскую для уединенной молитвы.
Текст молитвы Христа в Гефсиманском саду также является каноническим и звучит в церковной службе в Чистый четверг. Именно в этой молитве Иисус просит Бога-Отца «пронести чашу сию мимо», но соглашается выполнить Его волю до конца. Затем спускается с горы, будит своих учеников, и говорит о том, что предавший его приближается. Появляются стражники, а с ними Иуда. По сговору с посланниками первосвященника, Иуда должен подать им знак – он поцелует того, кого надлежит схватить. Сцена этой встречи и этого предательского поцелуя также описана во всех Евангелиях. Ценой жизни Учителя стали для Иуды 30 сребреников.
После службы в Чистый четверг в церкви проводится обряд причащения, и верующие расходятся по домам. В честь праздника, в этот день разрешается вареная растительная пища с добавлением растительного масла и вина.
Скорбь и покаяние верующих достигают в этот день своего апогея, ведь именно в пятницу накануне Пасхи был казнен Иисус, приняв муку на кресте. В память об этом событии православные в этот день соблюдают самый строгий пост – вообще воздерживаются от пищи, и лишь пьют воду.
В пятничную службу читаются Страсти Христовы – описания всех мук, перенесенных Иисусом, начиная от его допроса перед Синедрионом (советом первосвященника), суда у Каифы, возложения тернового венца стражниками, бичевавшими его, позорной дороги на Голгофу, куда приговоренный Сын Человеческий сам нес свой крест, и заканчивая мучительной смертью.
На вечерне в Великую пятницу выносится Плащаница, символизирующая снятие Иисуса с креста и покрытие его тела.
В пятницу продолжается начатая еще в четверг подготовка пасхального стола – пекутся куличи, красятся яйца. В старину существовал также обычай раздачи продуктов бедным.
Это день тихого предвкушения праздника. В субботу Христос сошел в ад, дабы торжествовать победу над злом и спасти души верующих. А тело его было погребено вместе с драгоценными травами в пещере, вход в которую привалили камнем.
В православной традиции Великая суббота – время умиротворения и ожидания, приготовления к главному чуду всего христианского учения – воскрешению Сына Божия из мертвых. Поэтому уже во время утренней литургии священники переодеваются из темных одежд в светлые. А хозяйки спешат завершить все приготовления к празднику до вечера, чтобы нарядившись во все, припасенное до Пасхи, и собрав свою пасхальную корзинку, семья смогла вечером отправиться в церковь – встречать Светлое Христово Воскресенье.
Ваш комментарий
3 комментария
GoldenRose
4 апреля 2019 г. 9:07:53
я многого из этого не знала! прям кладезь ценной информации. благодарю
Я Ночка
16 ноября 2019 г. 21:36:21
Не верьте люди священникам. Они все и всё врут. Все священники втайне неверующие. Они только вид делают, что сами верят в то, о чём говорят. Они просто деньги зарабатывают на доверчивых людях.
Yunaa
14 марта 2021 г. 7:59:03
*** censored *** здесь много информации