Физические наказания в воспитании

2 ноября 2011 г. 15:55

Издавна существовал такой вид наказания – как порка розгами. Это было одним из самых строжайших проявлений родительского авторитета. Далее, во времена наших бабушек и родителей, розги заменили на «отцовский ремень», вселяющий ужас в маленьких и не очень детишек. Но времена меняются, меняются нравы и идеалы, поэтому воспитывать как вчера уже не актуально. Так можно ли применять физические наказания, если мы хотим вырастить полноценную гармоничную личность?

Почему «нет»

Психологи советуют все же забыть про издержки времен Средневековья, и обратить внимание на Эпоху Возрождения, в которой зародилась и широко пропагандировалась идея гуманизма и человеческого отношения к людям. «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!», - говорят гуманисты. Ребенок – это не животное, не игрушка, не подчиненный, а уже полноценный человек. И отношение к нему должно быть человеческое. Подумай, хорошо бы было если бы после утренней порки ребенка за его «проступки», ты пришла в офис и получила в глаз от начальника, потому что неправильно сделала отчеты. Как тебе, захочешь ли ты вообще приходить на работу и что-либо делать после такого? Насилие приходит тогда, когда человеческий ум не может справиться с ситуацией. Используя кулаки для решения проблем, человек показывает свой уровень интеллекта и развития в целом. Если ты будешь воспитывать ребенка в страхе, ты никогда не добьешься от него ни уважения, ни любви – все, что будет сдерживать это страх. И как только он избавится от страха, лучшее, что сделает ребенок – это уйдет от родителей, чем раньше, тем лучше.

Родительская компетентность

Решение проблем насилием говорит о том, что родители совершенно некомпетентны в вопросах педагогики, воспитания и развития ребенка. Такие родители не знают никаких других методов, кроме «кнута и пряника», причем «кнут» и «пряник» воспринимают буквально. На самом деле, кнутом могут оказаться отличные от физических наказаний методы. Например, воспитательными методами могут быть метод игнорирования ребенка – то есть не реагировать ни коем образом на малыша, сделавшего «шкоду», так сказать родительская обида; невербальные методы – необходимо выработать такой «особый» тон, жесты, которые будут сигнализировать о том, что ребенок должен извиниться или исправиться; особые мастера педагогического искусства могут воспитывать одним лишь взглядом и ребенок понимает, что был не прав; метод «ограничений» - ограничения в играх, досуге, игрушках, всего кроме еды и жизненно важных вещей; метод «беседы» и так далее.

Вариант допустимого физического наказания

Лучшим способом наказания, которого можно назвать даже физическим, является трудовое наказание – это наказание выполнения посильного ребенком труда. Это действенное и очень полезное наказание. Кроме основного эффекта, ребенок также развивает хорошие личностные качества – трудолюбие, работоспособность, приобретает новые навыки и умения.

Как надо

Если наказываешь ребенка, то:

  • Наказывай сразу, нельзя наказывать его за то, что он совершил месяц назад, а ты об этом знала, но наказать решила только теперь;
  • За несколько проступков – одно общее наказание, так будет лучше, иначе ребенок будет чувствовать себя вечно униженным, наказанным и виноватым;
  • Если наказываешь ребенка за что-то, не допускается, чтобы одному члену семьи это «что-то» сходило с рук, а ребенку нет.
Будь примером для ребенка, стань для него идеальным образцом, которым он будет восхищаться. И именно потому, что он не будет хотеть нарушить доверительные отношения со своим «кумиром» - он будет стараться вести себя хорошо и его не за что будет наказывать.