Нарушение слуха или даже иногда полная его потеря у ребенка - это очень печальный диагноз. Маме и папе очень тяжело смириться с тем фактом, что их любимый маленький человечек навсегда будет лишен возможности слышать, что происходит в этом богатом и разнообразном мире звуков.
Еще больнее осознавать, что эта болезнь ставит между ребенком и окружающими людьми сильную преграду, другими словами, просто изолирует его от мира. Но это не значит, что удел такого крошки – одиночество. Родителям надо постоянно бороться за полноценное существование своего не слышащего ребенка.
Причины глухоты
Дети могут потерять слух по тем или иным причинам в разном возрасте. Бывает, что это происходит еще до рождения. Когда нарушение слуха наступает до того, как малыш овладел речью, тогда она не развивается совсем. А вот если ребенок уже умел немного говорить, он часто начинает терять речь и даже становится глухонемым в отельных случаях.
Глухие – тоже люди!
Не слышащие крошки – это совершенно обычные дети. Ведь они так же любят играть, бегать, веселиться, танцевать и шалить, лепят, строят и рисуют. Однако существует проблема: им очень часто просто не с кем играть.
Родители, помните: детки с нарушенным слухом могут жить вместе со слышащими детьми и людьми и обязаны иметь равные с ними возможности. Это – главная цель воспитания таких детишек. Как достичь этой цели?
Развитие глухих деток
Выявить наличие патологий слуха у малыша важно как можно раньше. Не игнорируй профилактические осмотры у ЛОР-врача. Если у тебя есть подозрения, что крошка ведет себя «не так, как другие детки», необходимо немедленно обратиться к специалистам. Если же у крошки таки выявят проблемы со слухом - важно немедленно купить для ребенка два слуховых аппарата на каждое ушко. Подобрать их должны врачи в присутствии ребенка.
Развитие устной речи
Для игры с не слышащим малышом не нужны никакие особенные предметы. Используй обычные распространенные игрушки - машины, куклы, зверюшки. Но важно, чтобы игра была настоящей, а не превращалась в формальные упражнения. Каждую игрушку родителям необходимо подносить к губам, помещать на уровне подбородка и называть игрушку простыми словами-звукоподражаниями, например: би-би-би, ляля, ав-ав-ав, мяу. Малыш будет воспринимать эти слова при помощи зрения и остатков слуха.
Если повторять такие игры ежедневно – это приведет к тому, что ребенок произнесет сам какое-то слово. Потом будет второе, третье… Да, конечно же, произношение может быть неточным, но это неважно. Важно, чтобы ребенок начал обозначать названия предметов при помощи речи.
Далее все эти лепетные слова надо будет заменить общеупотребительными. Родителям надо специально организовать различные игровые ситуации, когда ребенок будет вычленять действия, а взрослые будут обозначать их словами: бежит, идет, плачет, спит, ест… Позже крошка и сам начнет пользоваться этими словами.
Обучение чтению
Важно также научить ребенка чтению. Предложи крошке таблички со словами, где написаны печатные буквы. Сначала детки будут воспринимать слова целостно, ведь они не учат отдельные буквы. Позже – ассоциативным методом научатся читать представления и образы.
Обучение письму
Учить ребенка письму необходимо одновременно с чтением. Писать можно при помощи карандашей печатными буквами на альбомных листах. Пусть крошка свободно располагает на листочке свою ручку и пишет в любом месте буквы любого размера. Со временем характер его письма упорядочится, оно станет ровным и аккуратным.
Помни, что развивать глухого ребенка надо постоянно. И ты непременно скоро увидишь плоды своего труда. Главной из них - будет счастливая улыбка твоего ребенка! А ведь ты этого хотела?..
Ваш комментарий