Рекомендации по управлению детской агрессией дает персональный психолог mama.ua член Украинского союза психотерапевтов (УСП) Юлия Кондратевич, которая ведет свой авторский блог на нашем сайте.
Тема агрессии интересует многих родителей, так как агрессивное поведение угрожает безопасности как личности, так и общества. Где истоки, и какой механизм формирования агрессии у детей, и что делать родителям, если их ребенок проявляет агрессию, рассмотрим в этой статье.
Да, безусловно, на уровень агрессии влияет генетическая предрасположенность, а именно троица таких гормонов как серотонин, дофамин, кортизол. А также лимбическая система, которая отвечает за агрессию, и префронтальная кора головного мозга, которая рационально ее подавляет.
Выделяют следующие биологические причины агрессивного поведения ребенка:
Довольно долго считалось, что агрессия напрямую зависит от уровня тестостерона. Но не все так просто. Исследования показали, что уровень тестостерона в крови у мужчин, закрытых на корабле в течение 2 недель, изменился после того, как были распределены социальные роли на судне. Чем более высокую позицию занимал мужчина, тем выше поднялся его уровень тестостерона.
Ученые из США и России выяснили, что агрессивное поведение меняет структуру мозга. Эти исследования говорят о том, что наша внешняя среда реально может изменить химический состав нашего тела и мозга, это позволяет нам адаптироваться к окружающей среде.
То есть, сказать однозначно, что формирует агрессивность ребенка, невозможно. Сейчас ученые приходят к выводу, что примерно 40% – это генетика и 60% – психологическая среда.
Агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события.
Основные источники агрессивного поведения ребенка – это семья, другие дети и телевидение.
Первоочередную роль играет воспитание в семье, причем, начиная с первых дней жизни ребенка. Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у него формируются такие качества как тревожность, жестокость, подозрительность, эгоизм.
В случае, когда в общении с ребенком есть мягкость, забота и внимание, эти качества не вырабатываются.
На агрессивное поведения влияет характер наказаний, обычно родители применяют 2 полярных метода: либо строгость, либо вседозволенность.
Любопытно то, что агрессивные дети одинаково реагируют как на тот, так и на другой метод.
Неудовлетворенная фундаментальная человеческая потребность в любви и нужности важному человеку порождает у ребенка такие чувства как боль, страх, унижение и обида. И именно эти чувства лежат в основе агрессии – способа выражения протеста, гнева, способа психологического выживания.
В семье могут происходить разные процессы, на которые ребенок будет подсознательно реагировать агрессией, например:
Нередко от агрессии страдают братья и сестры, на которых маленький агрессор вымещает свою ревность, обиду и разочарование.
В основном, агрессивное поведение в семье формируется через три механизма:
Второй источник агрессии – это садик и школа.
Дети становятся более агрессивными, когда их расстраивает что-то в саду/школе, когда их обижают, оскорбляют дети или учителя, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно и безопасно. И агрессия – это единственный способ проявить недовольство, который они видят.
Как уже упоминалось выше, третьим источником детской агрессивности является телевидение. В наше время телевизионные программы, новости, фильмы открыто рассказывают о насильственных преступлениях, телевидение постоянно демонстрирует различные репортажи об убийствах и фильмы с многочисленными сценами насилия. Ребенок, даже не акцентируя внимание, играя в комнате впитывает эту агрессию из телевизора, а из-за напряженной музыки появляется необъяснимая тревога. По мнению Дж. А. Вилкинз, автора книги «Откажитесь от привычки к телевизору», каждый час телевизионного времени на экране совершается 21 акт насилия только в детских мультфильмах –– таким образом, телевидение совершает своего рода насилие над детьми, и учит их агрессивному поведению
ЧИТАЙ ТАКЖе: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?
Первые проявления агрессии возникают, когда ребенок только начинает ходить. Мелани Клайн писала о том, что агрессия – это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму, и тут надо объяснить словами: «Маме больно». Важно предупредить агрессию в самом начале ее зарождения. Каждый ребенок, испытывая границы дозволенного, начинает бить или кусать родителей. На первых этапах важно помнить следующее:
В более старшем возрасте, например, в младших классах школы, проявление агрессии уже легче анализировать. Обсуждайте с ребенком конкретные факты, что произошло, но обязательно делайте это здесь и сейчас, не вспоминая прошлых поступков. Вместо «чтения морали», лучше покажите ему негативные последствия его действий, акцентируйте, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно рассказать о других способах выхода из конфликтной ситуации. Ребенок не видел их, а взрослый навскидку может предложить несколько вариантов решения ситуации, например, как бы поступил он.
В случае, когда ребенок злится на сверстника, можно вместе с ним нарисовать обидчика и всю ситуацию, обязательно нужно подписать рисунок. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В. Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка».
еще можно предложить игру «обзывалки», когда вы можете кричать и обзывать друг друга овощами – отличный выброс негатива для ребенка.
Помогайте ребенку понять, что с ним происходит, какие эмоции он испытывает, проговаривая их. «Я злюсь, я боюсь, мне страшно». Говорите, что любые эмоции – это нормально. Поиграйте с ребенком в активные игры, помогающие выплескивать сильные эмоции. Попробуйте снизить критику в адрес ребенка, подчеркивайте его сильные стороны, найдите то, за что вы искренне можете похвалить чадо.
Агрессивное поведение детей следует рассматривать прежде всего как своеобразный «крик о помощи», о внимании к их внутреннему миру, в котором накопилось так много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок не может справиться, и ему необходима помощь родителей.
Автор этого материала – Юлия Кондратевич – психолог, психотерапевт, член Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов (КАППП), член Украинского союза психотерапевтов (УСП), магистр психологии, автор психологического блога на mama.ua.
Читай другие статьи Юлии Кондратевич на mama.ua или на ее персональном сайте kondratevich.com.
Ваш комментарий