Многозадачность мамы: мудрые советы от Людмилы Петрановской

22 мая 2020 г. 17:22

Семейный психолог Людмила Петрановская в представлении не нуждается, особенно для тех, чьи дети, восторженно штудируют популярные книги серии «Что делать, если...»

Как не сойти с ума, делая много дел сразу

Недавно на своей инста-страничке знаменитая психолог, коуч и публицист затронула как нельзя актуальную на карантине тему: о многозадачности.

Все мы привыкли, имея этот навык, считать его своей суперсилой, и даже не имея его, усиленно приписываем себе в резюме и на собеседованиях. Но сейчас, когда дома к рутинным бытовым делам мамы семейства прибавляется удаленная работа, причем, не только своя, но и мужа, а если есть дети школьного возраста, то и школа онлайн – так вот, сейчас все мы живем изо дня в день в условиях вынужденной многозадачности. И не у каждой есть силы и желание качать и дальше этот скил. Но оказывается, вовсе и не нужно.

Известный семейный психолог, автор книг для детей и взрослых
Людмила Петрановская

Людмила Петрановская с высоты своего опыта предостерегает нас от чрезмерного увлечения многозадачностью. Ибо она очень утомляет и изматывает, и если поначалу мы чувствуем себя многорукими шивами, то запала хватит ненадолго. А потом близкие получат разбитую маму, а коллеги – выгоревшую тебя, и никому от этого не будет ни пользы, ни удовольствия. Деятельность мозга в режиме многозадачности в течение продолжительного времени (у каждого «точка кипения» своя) может привести к нервному истощению.

Но не все так плохо по словам Петрановской. Просто стоит разделять плохую многозадачность и хорошую.

Плохая: это краситься за рулем или помогать ребенку с уроками, переписываясь в вайбере с любовником. То есть те виды деятельности, которые трудно совмещать, потому что они задействуют одни и те же ресурсы мозга, и приходится постоянно переключать эти ресурсы с одного предмета на другой, что и вызывает напряжение и переутомление.

А вот примеры хорошей мультизадачности: замешивая тесто, одновременно разучивать с ребенком песенку или убирая в доме, слушать аудиокнигу. В этих видах активности участвуют разные отделы мозга, который, сам-то по себе ,у нас достаточно многозадачен. Просто одновременно мы активируем разные его части, и поэтому наше внимание не должно концентрироваться на обоих видах деятельности поочередно и «скакать» с одной на другую.

Чтобы поберечь свою нервную систему и защитить близких от собственного раздражения, Людмила Петрановская советует следующее:

  • Сочетать одновременно только разные дела (хорошая многозадачность). Отлично сочетаются осознанные дела и те, которые мы делаем на автомате.
  • Психолог советует закрепить на постоянной основе особо удачные сочетания своих рутинных дел и делать их всегда вместе: гуляя с коляской с малышом, слушать аудиоуроки английского; в ожидании ребенка,пока он занимается в секции, читать или проверять почту и т. п.
  • Ожидание в процессе одной деятельности, заполняй короткими делами из другой. Например, пока ждешь, чтобы компьютер загрузился, сделай расслабляющее упражнение для шеи.
  • Пользуйся теми паузами, которые дети сами тебе подкидывают. Если ребенок что-то делает сам, например, долго возится с застежкой ботинок перед прогулкой, не стой над душой, а займись своими делами: накрась губы или проверь месседжи в телефоне.

Согласись, мы сейчас пересказали такие простые и мудрые вещи, которые почему-то делаем часто с точностью до наоборот. А ведь избежать накопления раздражения в черед рутинных дел, заменив их продуктивными и приятными мелочами – так просто. Давай подумаем об этом сегодня.