Однако к этому в достаточной мере готовы не все родители. Причины могут быть разными, поэтому нередко в роли посредника между воспитателями и семьей выступает психолог.
Психолог начинает взаимодействовать с родителями с момента принятия ребенка в дошкольное учреждение. В процессе беседы становится заметно отношение взрослых к поступлению малыша в детсад. Они высказывают пожелания и ожидания от работы воспитателей, говорят про готовность своего участия в работе детского сада. Именно в этот момент психолог должен стараться установить доброжелательные и партнерские отношения с родителями ребенка. Например, он может пригласить родителей вместе с ребенком на экскурсию по детсаду, показать будущие условия пребывания там малыша. Также психолог должен ознакомиться с медицинской картой ребенка и провести его первичное обследование.
После этого психолог собирает анкетные данные о ребенке и сведения о семье. Кроме дат рождения, имен и фамилий, сведений об образовании месте работы родителей, все это нужно узнать и о родственниках, которые также участвуют в воспитании ребенка. Это нужно для того, чтобы понять систему воспитания семьи, особенностях ее культуры. Это может пригодиться, если у ребенка будут выявлены какие-либо отклонения в развитии. Например, психолог выявил, что у ребенка в 6 лет проблемы с речью, ему трудно произносить связные фразы. А потом он может выяснить, что до этого малыш рос за рубежом, говорил на местном языке. Значит, отклонений в интеллектуальном развитии у него нет.
Также психологу нужны сведения о социальных характеристиках семьи (стабильная, распадающаяся, полная или не полная, какие жилищные условия, какой среднемесячный доход, какие взаимоотношения между родителями, есть ли конфликты или ссоры, кто больше осуществляет воспитательные функции). Часто психологу не удается собрать эти сведения в полной мере, поскольку родители считают это личным и не хотят обсуждать. Тогда психолог не должен давить на родителей. Но все же он должен создать с родителями доверительные отношения, потому что эти сведения могут быть важны для понимания особенностей развития ребенка. Например, если ребенок испытывает страхи и излишне невротичен, это может быть как-то связано с произошедшим недавно событием в семье.
Понимание своих возможностей и полномочий очень важно для работы психолога. Если сведения, полученные им при обследовании ребенка, подтвердили родители во время беседы, он может наметить стратегию коррекционной работы и приступить к ее осуществлению. В обратном случае – продолжать собирать дополнительные сведения.
Когда психологу удается успешно взаимодействовать с родителями – это дает ключ к успешной адаптации малыша к детсадовским условиям. Когда он впервые приходит в детский сад, ему нужно не только перестраивать привычный образ жизни, но и отношения с детьми и взрослыми. У многих детей это вызывает серьезные переживания. Чтобы смягчить трудности адаптационного периода, психолог должен позаботиться, чтобы воспитатели еще до прихода малыша в детсад познакомились с ребенком и его родителями и установили контакт. Это поможет по возможности реализовать одинаковый подход к ребенку в детском саду и в семье.
Ваш комментарий